Тридцать лет и три года

Хирурги 6-й клиники оперируют более тысячи пациентов в год

В хирургическом отделении 6-й клиники оперируют более тысячи пациентов в год

Отделение хирургии, которое открылось в 6-й столичной больнице, сразу взяло высокий старт. Уже через несколько недель после того, как здесь появились первые пациенты, врачи отделения выполняли практически весь спектр необходимых операций. С тех пор прошло три года. Что изменилось за это время в отделении, «подросло» ли оно, окрепло ли? Звоним его заведующему Николаю Сивцу и договариваемся о встрече.

— Казалось бы, что такое три года? Совсем короткий срок, — рассуждает Николай Федорович. – Но это по человеческим понятиям. Для отделения больницы это, вероятно, целая эпоха становления. Сейчас можно сказать, что она благополучно завершилась. Мы выполняем задачи, возложенные на нас комитетом по здравоохранению и самой больницей. И, конечно же, ставим перед собой новые цели.

Сегодня в отделении под началом Николая Сивца специализируются на плановой хирургии. Здесь делают операции пациентам из 8, 9 и 14-й поликлиник Минска. Всего – более 1200 вмешательств за год. Кстати, столько операций выполнили врачи отделения за прошлый 2010 год. Для сравнения: в год открытия было прооперировано 869 человек. И еще момент: за три года ни один пациент не получил отказа в госпитализации и лечении, хотя теоретически такое могло быть не однажды.

Основная сфера деятельности хирургов отделения – органы желудочно-кишечного тракта. Они делают операции по поводу язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, грыжевой болезни различной локализации, при желчно-каменной болезни. Виртуозно выполняют реконструктивные вмешательства на желчевыводящих протоках, желудке, кишечнике, операции при варикозном расширении вен, удаляют доброкачественные опухоли. Специалисты, включая, конечно, Николая Сивца, владеют всем необходимым спектром оперативных вмешательств. А в прошлом году заведующий освоил технику и уже выполнил 18 сложных операций по эндоскопической пластике грыж пищеводного отверстия диафрагмы. Навыками этого непростого вмешательства владеют далеко не во всех больницах столицы, а в 6-й клинике они теперь поставлены на поток. Кстати, при помощи лапароскопа в хирургическом отделении выполняют изрядную долю операций – 359 за прошлый год, 179 из них — по удалению желчного пузыря.

Еще чуть раньше – в 2009 году – в отделении освоили методику эндовенозной лазерной коагуляции. За прошлый год выполнено 180 таких вмешательств на венах.

— Николай Федорович, можете припомнить самую экзотическую за три года операцию? — спрашиваю.

— Честно скажу, не люблю я такие вопросы, — категоричен заведующий. – Каждая в своем роде уникальна: хирург никогда не знает, что его сегодня ожидает в операционной. К примеру, на прошлой неделе шел на, казалось бы, обычную лапароскопическую операцию, которая длится минут 40—50, а в итоге оперировал 2 часа. Сказались анатомические особенности и запущенность болезни.

В такие моменты, как, впрочем, и во время, перед и после каждой операции, особенно ощущается четкая слаженность действий всех работников отделения – от хирурга высшей категории до санитарки.

— Я всегда коллегам говорю: наше отделение – полувоенная организация, — рассказывает Николай Федорович. – Порядок во всем – ее отличительная черта: вовремя подготовить пациента и помещение, вовремя забрать, выходить по всем правилам.

Пока мы беседуем, в кабинет заглядывает постовая медсестра Анастасия Гайдукевич:

— Николай Федорович, а где расписание операций на завтра?

— Подожди, пожалуйста, задержка получилась, сейчас будет, — отвечает ей заведующий. А мне говорит: – А вот и штрих к рассказу: одна минута пятого, а медсестра уже волнуется, почему лист операционный отсутствует на положенном месте. Дисциплина и ответственность.

А что же подчиненные? Может, им в тягость столь требовательный руководитель? Но, откровенно говоря, ответ на вопрос я узнала еще до встречи с Николаем Сивцом. Пока я ожидала у его кабинета (Николай Федорович в это время осматривал пациента), невольно засмотрелась на работу санитарки. Так тщательно натирать пол можно только из врожденной чистоплотности или потому, что здесь попросту по-другому нельзя. Признаюсь, я спросила у нее о заведующем, об условиях работы, атмосфере в коллективе. Валентина Сороговец не скрыла:

— Я никогда не видела Николая Федоровича в плохом расположении духа. Кажется, его невозможно вывести из себя. Вежлив и ровен со всеми. И всегда выполняет свои обещания.

Другой характеристики заведующего я не слышала, а сам Николай Федорович признался: «Надо стремиться никого не оскорблять. Особенно того, кто ниже по должности и по этой причине не сможет тебе ответить так же». Да и поводов для этого, насколько я поняла, у него не было. Наоборот, Николай Федорович не однажды во время нашего разговора просил отметить весь коллектив. Отмечаем, всех и каждого. К сожалению, поименно назвать около 30 человек невозможно – формат газетной полосы ограничен. А вот авторы записей в книге замечаний и предложений место не экономят: среди них – добрая треть о хирургическом отделении и его сотрудниках. И ни одного, сама в этом убедилась, отрицательного отзыва. Впрочем, Николай Сивец не любитель похвал, а к отзывам относится, как к индикатору: все ли в порядке в отделении?

Позвольте еще один факт. На прошлой неделе Николаю Сивцу вручили диплом доктора медицинских наук. Тему для диссертации разработала сама жизнь за более чем 30-летний стаж доктора в хирургии: «Профилактика инфекций области хирургического вмешательства в абдоминальной хирургии». В нее вложен весь опыт работы в НИИ онкологии и медрадиологии им. Н.Н. Александрова, 20-летнего заведования хирургическим отделением 3-й столичной больницы и уже 3-летнего – в 6-й. Но, проводя большую часть рабочего времени в операционной, Николай Федорович намного больше вкладывает в каждого пациента — всего себя.

На снимке: в операционном блоке врач Валерий КОТОВ подбирает инструменты с операционными сестрами Маргаритой КАЗАЧЕНОК и Ириной ГАЗАРЯН.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter