«Трибунал»: двойная игра

Сцену Театра белорусской драматургии окропили водой из озера Байкал
Сцену Театра белорусской драматургии окропили водой из озера Байкал

Директор гастролирующего до 9 октября в Минске Иркутского театра юного зрителя имени А.Вампилова Виктор Токарев объяснил зрителям суть ритуала, хотя его символическое значение и так было вполне очевидно: «Это чтобы нашим актерам лучше игралось...» Повод для волнения у всех был серьезный — в этот вечер предстоял совместный белорусско–российский спектакль «Трибунал» в постановке Валерия Анисенко. По воле режиссерского замысла в одном спектакле сошлись две актерские труппы: иркутская и белорусская.

Перед началом спектакля Валерий Данилович пожелал зрителям получить удовольствие и признался, что сравнить две актерские школы — «это, пожалуй, очень даже интересно». Тем более что сравнение пошло в режиме реального времени. Получился вполне «интерактивный» театр в духе времени.

Вряд ли такой эксперимент был бы возможен, если бы не было интенсивного сотрудничества двух трупп, которое началось в 2004 году с гастролей нашего ТБД. «Когда мы рассказываем нашим коллегам, что плотное сотрудничество вполне возможно, — говорит Токарев, — они верят нам с трудом. Тем не менее я знаю, что наш иркутский зритель уже влюбился в ТБД, потому что, в отличие от многих современных театров, в нем нет разрыва между театром и жизнью».

В предложенную режиссером игру зрители включились с удовольствием. «Аттракцион» действительно получился еще тот: первое действие заканчивалось с одной труппой и начиналось уже с другой. По ходу менялись и второстепенные персонажи. Несмотря на все актерские рокировки, ритм спектакля оставался неизменным. И в целом сложилось впечатление вполне цельной, профессиональной работы. Актерский состав под руководством Анисенко словно бы напомнил нам, что в высшем своем проявлении настоящее искусство — это всегда игра. Пожалуй, именно этой легкости, куража не хватает некоторым современным спектаклям.

Хотя соло каждый из актеров, конечно, вел по–разному. У Татьяны Мархель жена Колобка получалась деловитой и энергичной, у иркутчанки Людмилы Стрижовой открывался еще и глубокий мелодраматический женский пласт. Иркутчанин Олег Тупица откровенно шутил, а белорус Валерий Лосовский стремился к трагикомической полифонии...

Анисенко признавался, что многие коллеги предупреждали его о том, что сегодня «Трибунал» может прозвучать несколько архаично. Однако глубина драматургии, неповторимое национальное своеобразие, юмор, по мнению режиссера, и сегодня выводит эту историю на общечеловеческое содержание. Любопытно, что сценическое оформление спектакля сделал выпускник Белорусской государственной академии искусств, однофамилец режиссера Игорь Анисенко, ученик знаменитого Бориса Герлована, 30 лет назад тоже оформлявшего «Трибунал» в Купаловском театре.

Сам жанр пьесы был обозначен драматургом как «народный лубок». Лубок предполагает некоторую условность, фарсовость, чрезмерность эмоций. Лубок — все равно, что итальянская пицца — допускает самый смелый набор компонентов. Если бы у какого–нибудь московского режиссера дошли руки до этой пьесы сегодня, трудно представить, что бы могло получиться. Анисенко же поставил спектакль обстоятельный, несуетливый, доходчивый, не лишенный пафоса. Такой вполне мог хорошо прозвучать и 20 лет назад при жизни Макаенка.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter