Требуются учителя
Может ли собеседование или рекомендация для поступающих на педагогические специальности решить проблему “случайных людей” среди учителей?
— Скорее всего, эти меры не дадут ожидаемых результатов. Нам надо принимать меры, которые удержат учителя в школе и заинтересуют его в максимально качественной работе. Если учителя перестанут увольняться из школ в поисках лучшей работы, прежние объемы подготовки кадров не нужны. Ведь тенденция роста доли городского населения и демографические процессы диктуют необходимость оптимизации сети образовательных учреждений. Уменьшив набор в педагогические вузы, мы сможем привлекать студентов более высокой стипендией, общежитием — словом, социальным пакетом. Очень хотелось бы, чтобы эти меры помогли поднять престиж профессии учителя.
Хотелось бы, чтобы выпускники педагогических вузов конкурировали за первое место работы как целевое контрактное место. А директор школы или представитель отдела образования должен выбирать себе сотрудников из нескольких претендентов. И, безусловно, останавливать свой выбор на самом достойном.
Мамы всякие важны
Глава государства говорил, что к 2015 году все интернаты для детей-сирот будут закрыты. Вы успеете?
— Речь идет не столько о расформировании интернатов, сколько о создании условий для устройства сирот в семьи — усыновителей, приемные, опекунские, детские дома семейного типа. К 2015 году, думаю, мы успеем открыть нужное количество детских домов семейного типа и устроить в семьи всех детей, состояние здоровья которых позволяет это сделать. Эти процессы уже идут: в 2011 году 3484 ребенка из интернатов отправились в семьи, причем 792 из них — в родные. В целом в семьях граждан нашей страны воспитывается более 75 процентов детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
К сожалению, есть специфические заболевания, при которых устройство в семью нецелесообразно. Поэтому отдельные интернаты останутся.
Как учить “маленьких принцев”?
Когда белорусских аутистов будут учить по созданной для них программе? Сейчас младшие школьники с таким диагнозом и нормальным интеллектом идут по программе “с трудностями в обучении”, но как раз с обучением у них все в порядке. Трудности — в области коммуникации...
— Спасибо за постановку проблемы, мы тоже видим, что количество детей с аутистическими расстройствами увеличивается, причем среди них немало учеников с нормальным и ускоренным умственным развитием. Будем решать проблему: создавать методические пособия, учебники и программы. Многое уже делается: ведутся научные исследования, издана и применяется на практике программа для детей раннего возраста, работают две экспериментальные площадки — в Гродно и Барановичах... Так что проблема детей с аутистическими нарушениями решается Министерством образования.