Три вопроса Министру образования Сергею Маскевичу.

Может ли собеседование или рекомендация для поступающих на педагогические специальности решить проблему “случайных людей” среди учителей? Глава государства говорил, что к 2015 году все интернаты для детей-сирот будут закрыты. Вы успеете? Когда белорусских аутистов будут учить по созданной для них программе?

Требуются учителя

Может ли собеседование или рекомендация для поступающих на педагогические специальности решить проблему “случайных людей” среди учителей?

— Скорее всего, эти меры не дадут ожидаемых результатов. Нам надо принимать меры, которые удержат учителя в школе и заинтересуют его в максимально качественной работе. Если учителя перестанут увольняться из школ в поисках лучшей работы, прежние объемы подготовки кадров не нужны. Ведь тенденция роста доли городского населения и демографические процессы диктуют необходимость оптимизации сети образовательных учреждений. Уменьшив набор в педагогические вузы, мы сможем привлекать студентов более высокой стипендией, общежитием — словом, социальным пакетом. Очень хотелось бы, чтобы эти меры помогли поднять престиж профессии учителя.

Хотелось бы, чтобы выпускники педагогических вузов конкурировали за первое место работы как целевое контрактное место. А директор школы или представитель отдела образования должен выбирать себе сотрудников из нескольких претендентов. И, безусловно, останавливать свой выбор на самом достойном.

Мамы всякие важны

Глава государства говорил, что к 2015 году все интернаты для детей-сирот будут закрыты. Вы успеете?

— Речь идет не столько о расформировании интернатов, сколько о создании условий для устройства сирот в семьи — усыновителей, приемные, опекунские, детские дома семейного типа. К 2015 году, думаю, мы успеем открыть нужное количество детских домов семейного типа и устроить в семьи всех детей, состояние здоровья которых позволяет это сделать. Эти процессы уже идут: в 2011 году 3484 ребенка из интернатов отправились в семьи, причем 792 из них — в родные. В целом в семьях граждан нашей страны воспитывается более 75 процентов детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.

К сожалению, есть специфические заболевания, при которых устройство в семью нецелесообразно. Поэтому отдельные интернаты останутся.

Как учить “маленьких принцев”?

Когда белорусских аутистов будут учить по созданной для них программе? Сейчас младшие школьники с таким диагнозом и нормальным интеллектом идут по программе “с трудностями в обучении”, но как раз с обучением у них все в порядке. Трудности — в области коммуникации...

— Спасибо за постановку проблемы, мы тоже видим, что количество детей с аутистическими расстройствами увеличивается, причем среди них немало учеников с нормальным и ускоренным умственным развитием. Будем решать проблему: создавать методические пособия, учебники и программы. Многое уже делается: ведутся научные исследования, издана и применяется на практике программа для детей раннего возраста, работают две экспериментальные площадки — в Гродно и Барановичах... Так что проблема детей с аутистическими нарушениями решается Министерством образования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter