Три вопроса критику

Людмиле Рублевской

Людмиле Рублевской


Людмила, расскажите, что такое офисный роман и есть ли он в нашей литературе?

Р.Песецкий, г. Минск.


Как известно, литература при всех своих гримасах остается зеркалом времени, так что если есть в нашей повседневной жизни офисы, появятся они и в книгах. Офисный роман, насколько я понимаю, пришел на смену пресловутому производственному, который культивировался в литературе соцреализма. Действие в таком произведении происходило на фабрике, заводе, прииске, судоверфи и т.п., герои выясняли чувства в унисон совместному героическому труду. В 1960–е годы появилась новая разновидность сюжета: действие происходило в среде ученых, влюбленные герои вместе проводили опасные опыты и дискутировали насчет синхрофазотронов (вспомнить Даниила Гранина). До чувств и страстей офисного планктона никому дела не было... Пока не появился фильм «Служебный роман». Его режиссер и автор сценария Эльдар Рязанов говорил, что специально выбрал самый неромантический фон для развития отношений героев, чтобы сломать стереотипы, — безликое статистическое учреждение. Сегодня офис в книгах — вполне привычный антураж, и жанр этот называют одним из основных в «литературе нулевых». К нему относят романы Сенчина «Лед под ногами», Садулаева «Таблетка», Сивуна «Бренд». В белорусской литературе я, пожалуй, подобного не вспомню, хотя, может быть, просто пока не прочитала.


Даведалася, што з’явiўся помнiк Уладзiмiру Караткевiчу ў Кiеве. Гэта сапраўды вялiкi помнiк альбо бюст цi барэльеф?

А.Сарокiна, г. Брэст.


Манумент з бронзы дастаткова ўнушальны: вагой каля 2,5 тонаў i вышынёй 2,5 метры. Аўтары яго — беларускiя скульптары Кастусь Селiханаў i Алег Варвашэня. Усталявалi яго каля беларускай амбасады па адрасе: вул. Кацюбiнскага, 3. Караткевiч, як вядома, быў студэнтам фiлалагiчнага факультэту Кiеўскага унiверсiтэту, нейкi час працаваў на Украiне настаўнiкам, але помнiк паказвае яго ўжо ў сталым, стамлёным веку. Пiсьменнiк стаiць у поўны рост, рукi ў кiшэнях, на галаве берэт, крысо палiто развявае вецер. За ягонай спiнай — вялiзная разгорнутая кнiга, на старонках якой можна прачытаць радкi на украiнскай i беларускай мовах:


I пад птушак зялёны гоман

Нарадзiлiся для абшараў

Плод кахання бору i хмары —

Мой Дняпро, i Бяроза, i Нёман.


Расскажите, пожалуйста, о премии Брэма Стокера, кто ее лауреаты?

Nosferatu


Она вручается ежегодно с 1987 года. Присуждает ее общим голосованием Ассоциация авторов романов ужасов. Поскольку она как бы внутрикорпоративная, во избежание нездоровой конкуренции приняли мудрое решение: вручать не за лучшее произведение года, а за «первоклассные достижения» в литературе ужасов, мистики и темного фэнтези. Среди лауреатов уже были классики Рей Брэдбери, Стивен Кинг, Дин Кунц, Чак Паланик, Джоан Роулинг, Клиффорд Саймак, Энн Райс. Выглядит памятный знак, вручаемый лауреатам, очень красиво: этакий миниатюрный готический домик с привидениями. Последний раз «стокеровскую» премию вручили в июне прошлого года в Нью–Йорке. За лучший роман награду получил Питер Страуб. Главным его соперником признавали сына Стивена Кинга Джо Хилла с мистическим детективом «Рога». Впрочем, Хилл уже дважды получал «стокеровскую» премию. Лучшей повестью была названа «Невидимая изгородь» Нормана Прентиса, лучшим авторским сборником — книга «Кромешная тьма, звезд нет» корифея жанра Стивена Кинга. Конечно, пока мало что из названного есть у нас в переводах, но литературные премии для того и существуют, чтобы дать «сигнал к действию» издателям.


Присылайте свои вопросы и предложения на e–mail cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter