Три вопроса критику
20.01.2011
Людмиле Рублевской
«Уважаемая Людмила! Мне сказали в книжном магазине, что у романа сербского писателя Милорада Павича два варианта — мужской и женский. У них был в продаже только мужской. На мои вопросы, чем варианты отличаются, продавцы ответить не смогли.
И вообще, я не знаю, как к этому относиться. Это шутка?
Александр Петрович, г. Минск.
«Неяк чула па радыё пастаноўку па рамане Караткевiча «Чорны замак Альшанскi». Дзе можна набыць гэты запiс?
Darota».
Радыёпастаноўку па рамане «Чорны замак Альшанскi» калiсьцi здзейснiў рэжыссёр Валерый Анiсенка, якi сёння з’яўляецца кiраўнiком Рэспублiканскага тэатра беларускай драматургii. Запiс, зразумела, знаходзiцца на беларускiм радыё. А сёння можна набыць аўдыёкнiгу «Чорны замак Альшанскi». Яна выдадзена ў фармаце mp3, агульны час гучання — 21 гадзiна 36 хвiлiнаў. Тэкст чытае вядомы майстар мастацкага чытання Андрэй Каляда. Даводзiлася чуць i пра тое, што пераздымуць кiно па «Чорным замку Альшанскiм»? Паспадзяемся, што гэты праект здзейснiцца, бо твор таго заслугоўвае.
«Уважаемая Людмила! Почему вы никогда не пишете рецензий на книжки фэнтези? Ведь они действительно популярны и любимы, от Перумова до Сальваторе...
NikaF».
Упрек не совсем справедливый, поскольку я не пишу рецензии только на книги каких–то избранных жанров, избегая «неправильные». Тем более сегодня жанры «мутируют» и в одном романе можно найти элементы и философского романа, и авантюрного, и реалистического, и фэнтези... Например, таковы лучшие произведения моего любимого автора Йена Бэнкса. И литераторы, которых вы упоминаете, и стоящие с ними на одних полках, как бы ни были популярны и профессиональны, все же работают на массового читателя, соблюдая законы массовой литературы. В рекламе эти книги и так не нуждаются, а анализировать их на предмет художественных открытий как–то... нецелесообразно. Разумеется, все относительно. На первую книгу Анджея Сапковского я бы написала отзыв... Но когда «Ведьмак» превратился в долгосрочный проект, а автор — в производителя, результаты стали предсказуемы, как «мыльная опера». Толкиен, Льюис, Урсула ле Гуин с «Земноморьем»... Конечно, классика! В «жанровом снобизме» меня обвинить трудно. Но критик без литературного снобизма вообще, ориентирующийся на вкус большинства, — это уже не критик.
Присылайте ваши вопросы и предложения на адрес cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.