Три вопроса критику

Людмиле Рублевской

Людмиле Рублевской


«Уважаемая Людмила! Мне сказали в книжном магазине, что у романа сербского писателя Милорада Павича два варианта — мужской и женский. У них был в продаже только мужской. На мои вопросы, чем варианты отличаются, продавцы ответить не смогли.

И вообще, я не знаю, как к этому относиться. Это шутка?

Александр Петрович, г. Минск.


Милорад Павич славится своими нелинейными, интерактивными текстами. Например, «Пейзаж, нарисованный чаем» — это роман наоборот, причем читатель имеет право дописать свой финал. Есть у Павича роман–клепсидра, который можно читать и с начала, и с конца, есть роман — гадание на картах Таро... Все это можно было бы счесть шуткой, головоломкой, если бы не литературный талант автора, в наличии коего не сомневаются даже те, кто упрекает Павича в искусственности и конъюнктурности. «Хазарский словарь» — это постмодернистский проект, «роман–лексикон из ста тысяч слов», и действительно имеет мужскую и женскую версии. Павич формулировал так: «Дело в том, что мужчина ощущает мир вне самого себя, а женщина носит вселенную внутри себя... Если хотите, это образ распада времени, которое делится на коллективное мужское и индивидуальное женское время». Проще и конкретнее говоря, версии отличаются всего одним абзацем. У русского писателя Макса Фрая есть целое исследование насчет различия этих абзацев. Только, похоже, не слишком успешное. В мужском варианте героиня романа Дорота Шульц получает от доктора Муавии ксерокопии «Хазарских проповедей» и тут же принимается их читать. В женской версии в момент передачи бумаг пальцы героев соприкасаются, то есть, считает Фрай, «чувственный опыт предваряет опыт интеллектуальный». Но интеллектуалы, внимательно читавшие роман, уверяют, что фишка «женского» абзаца в том, что при соприкосновении происходит взаимное мистическое узнавание героев, которые были знакомы столетия тому назад. Впрочем, подобные романы и пишутся, чтобы ученые спорили, а читатели удивлялись...


«Неяк чула па радыё пастаноўку па рамане Караткевiча «Чорны замак Альшанскi». Дзе можна набыць гэты запiс?

Darota».


Радыёпастаноўку па рамане «Чорны замак Альшанскi» калiсьцi здзейснiў рэжыссёр Валерый Анiсенка, якi сёння з’яўляецца кiраўнiком Рэспублiканскага тэатра беларускай драматургii. Запiс, зразумела, знаходзiцца на беларускiм радыё. А сёння можна набыць аўдыёкнiгу «Чорны замак Альшанскi». Яна выдадзена ў фармаце mp3, агульны час гучання — 21 гадзiна 36 хвiлiнаў. Тэкст чытае вядомы майстар мастацкага чытання Андрэй Каляда. Даводзiлася чуць i пра тое, што пераздымуць кiно па «Чорным замку Альшанскiм»? Паспадзяемся, што гэты праект здзейснiцца, бо твор таго заслугоўвае.


«Уважаемая Людмила! Почему вы никогда не пишете рецензий на книжки фэнтези? Ведь они действительно популярны и любимы, от Перумова до Сальваторе...

NikaF».


Упрек не совсем справедливый, поскольку я не пишу рецензии только на книги каких–то избранных жанров, избегая «неправильные». Тем более сегодня жанры «мутируют» и в одном романе можно найти элементы и философского романа, и авантюрного, и реалистического, и фэнтези... Например, таковы лучшие произведения моего любимого автора Йена Бэнкса. И литераторы, которых вы упоминаете, и стоящие с ними на одних полках, как бы ни были популярны и профессиональны, все же работают на массового читателя, соблюдая законы массовой литературы. В рекламе эти книги и так не нуждаются, а анализировать их на предмет художественных открытий как–то... нецелесообразно. Разумеется, все относительно. На первую книгу Анджея Сапковского я бы написала отзыв... Но когда «Ведьмак» превратился в долгосрочный проект, а автор — в производителя, результаты стали предсказуемы, как «мыльная опера». Толкиен, Льюис, Урсула ле Гуин с «Земноморьем»... Конечно, классика! В «жанровом снобизме» меня обвинить трудно. Но критик без литературного снобизма вообще, ориентирующийся на вкус большинства, — это уже не критик.


Присылайте ваши вопросы и предложения на адрес cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter