Три вопроса критику

Людмиле Рублевской

 

Людмиле Рублевской

 


Уважаемая Людмила! Вы рассказали о последних лауреатах Букеровской премии, Нобелевской, Гонкуровской... Но не забывайте, пожалуйста, продолжать этот список — ведь литературных премий много, а имя каждого лауреата для нас, читателей, — ориентир и надежда найти хорошую книгу.

В.Остапович, г. Минск.


Это правда, процесс «олауреачивания» идет перманентно. В конце ноября вручили еще две заслуживающие внимания премии. В Москве в Доме Пашкова объявили победителей Российской национальной литературной премии «Большая книга». Получил премию известный критик Павел Басинский за книгу «Лев Толстой. Бегство из рая». Как вы понимаете, в ней рассказывается о последних днях жизни автора «Войны и мира», его предсмертном уходе из дому и странной смерти на железнодорожной станции. Как пишут критики, у автора хорошее «чувство Толстого» и «вкус на курьезы», но это не роман и не повесть, а «нон–фикшн». Второе место получил Александр Иличевский за роман «Перс», третье место — Виктор Пелевин с очередным эпатажно названным произведением — «t» (этот роман, кстати, победил по результатам читательского голосования). Вручили Национальную книжную премию и в США. В номинации «Художественная литература» ее получила писательница Джейми Гордон. Любопытно, что даже на родине она не особо популярна, а русскоязычный интернет на это имя выдает только сведения об американском продюсере.


Скажите, это правда, что в некоторых странах существуют министерства литературы?

Annafrend.


На самом деле вы, видимо, слышали о министерстве рассказов, созданном в Британии. Разумеется, официально оно не более чем министерство магии из «поттерианы». Его основал известный писатель Ник Хорнби для того, чтобы прививать детям интерес к чтению. Состоит министерство рассказов из игрушечного магазина «Все для монстров» и помещения, где Хорнби и другие литераторы будут проводить мастер–классы для юных дарований. То есть фактически это министерство представляет собой писательские курсы для детей от 8 до 18 лет. Магазин монстров, по мысли основателя, поможет создать фантазийную атмосферу. В подобном же заведении в Сан–Франциско вместо магазина «Все для монстров» действует магазин «Все для пиратов». Похоже, взрослые считают, что детей можно заинтересовать литературой только в связке с каким–нибудь шоу...


Хачу выступiць з iнiцыятывай — змяшчаць у цягнiках метро плакаты з вершамi беларускiх паэтаў! Бачыў такое ў Празе. Трэба ж вяртаць цiкавасць да лiтаратуры сучаснымi сродкамi!

Dziadzerka.


Што ж, магчыма, падобная практыка дакоцiцца па падземных рэйках i да нашых краёў... Па ўсiм свеце б’юць трывогу з нагоды знiкнення цiкавасцi да чытання ўвогуле i «высокай лiтаратуры» у прыватнасцi. Плакаты з вершамi размяшчаюцца ў грамадскiм транспарце шмат у якiх краiнах. У Турцыi вырабiлi адмысловыя лаўкi ў выглядзе кнiг, з цытатамi з класiкаў... Нядаўна запусцiлi «паэтычны цягнiк» i ў Маскоўскiм метро. Прычым ён прысвечаны... чылiйскiм паэтам. Такiм чынам здзейснiцца цэлая падземная анталогiя сусветнай паэзii. У першым «выпуску» на сценах цягнiкоў можна прачытаць на рускай i iспанскай мовах вершы Пабла Неруды, Габрыэлы Мiстраль, Вiсэнтэ Ўiдобра, Гансала Рохаса i Нiканора Пары, а таксама ўрыўкi з iх бiяграфiй. Не забылiся i пра фатаздымкi. Але лаўкi на вулiцах i плакаты ў метро — гэта яшчэ нiчога... Калi сетка супермаркетаў Carrefour чатыры гады таму праводзiла «Тыдзень кнiгi», тамы размяшчалiся непасрэдна на прылаўках з таварамi, i не проста так, а паводле логiкi: «Дракула» — у вiтрыне з часнаком, гiсторыя пра крывавага маньяка — каля свежага мяса, «Мобi Дзiк» — на марожанай рыбе... Праўда, наколькi дзейсныя такiя меры па падвышэннi цiкавасцi да чытання — не ведаю.


Присылайте свои вопросы и предложения на адрес cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter