Три вопроса критику

Купила книжку молодой поэтессы, которую вы, кстати, как–то рекламировали. Тяжеловато воспринимается... Но самое главное — безграмотно оформлено. Я понимаю, что отсутствие знаков препинания — это авторский прием. Но сегодня, в век падения грамотности и безобразных интернетовских текстов, наверное, подобных экспериментов хотя бы в книге лучше избегать...

Купила книжку молодой поэтессы, которую вы, кстати, как–то рекламировали. Тяжеловато воспринимается... Но самое главное — безграмотно оформлено. Я понимаю, что отсутствие знаков препинания — это авторский прием. Но сегодня, в век падения грамотности и безобразных интернетовских текстов, наверное, подобных экспериментов хотя бы в книге лучше избегать.

А.Астапенко, г. Минск, учитель.


Что поделать, в мировой литературе всегда будут появляться поэты, которые захотят нарушить правила — в том числе и пунктуации. В конце концов, еще в 1802 году американский писатель Тимоти Декстер написал книгу с весьма своеобразным языком и без всяких знаков препинания. А когда публика стала возмущаться, выпустил второе издание со специальной страницей, заполненной одними знаками препинания, и попросил читателей расставить их в тексте по своему вкусу. Что касается интернетовского «искаженного» языка, называемого языком «падонкафф» или «албанцким», то и здесь все появилось задолго до интернета. В 1916 году футурист Зданевич написал пьесу, нарушая все правила орфографии, и заявил, что она написана на «албанцким изыку». Не скажу, что меня радует падение общей грамотности, которое имеет место быть... Но все же не думаю, что попытка призвать всех поэтов к соблюдению правил орфографии посодействует повышению оной.


Шаноўная Людмiла! Цi выходзiлi калi–небудзь зборнiкi беларускага фэнтэзi?

Moriss.


Зборнiкi фантастыкi памятаю, зборнiкаў фэнтэзi — пакуль не... Але само фэнтэзi ёсць. Першым беларускiм фэнтэзi ўвогуле называюць твор Яна Баршчэўскага «Шляхцiц Завальня, альбо Беларусь у фантастычных аповедах». А хiба не фэнтэзi — «Аблакат Д’ябла» Уладзiмiра Караткевiча? Сёння ў згаданым жанры пiшуць Раiса Баравiкова, Вiтаўт Чаропка, Пятро Васючэнка, Серж Мiнскевiч, Сяргей Балахонаў, Альгерд Бахарэвiч ды iншыя аўтары, не кажучы пра тое, што элементы фэнтэзi сустракаюцца ў вялiкай колькасцi сучасных твораў (i я агульнага захаплення не пазбегла). У часопiсе «Маладосць» ёсць спецыяльны дадатак «Фантаст» для друкавання фэнтэзi i фантастыкi. Праўда, «класiчнага» фэнтэзi — з гоблiнамi, эльфамi i магамi я нешта не прыпамiнаю... Ёсць, вядома, яшчэ рускамоўная творчасць Вольгi Грамыка, Нiкi Ракiцiнай ды iншых аўтараў — гэта больш «чыстае» фэнтэзi, разлiчанае на масавага чытача. Так што варта толькi пашукаць.


Постоянно хожу по букинистическим магазинам. К сожалению, их в нашем городе не так много. Как–то разговорился у полок с другими посетителями и услышал, что где–то есть «букинистический» город. Где это?

klajv


Действительно, есть такое явление — буктауны. Книжные города. Первый такой город появился в Уэльсе — это Хэй–он–Уай с населением 2 тысячи человек. В 1970–х годах городок переживал время упадка... И тогда местный житель, владелец букинистического магазина Ричард Бут придумал необычный проект: он объявил Хэй–он–Уай королевством, себя — королем, свою лошадь — премьер–министром... А все магазины в городе приказал преобразовать в букинистические. Сегодня их в городке 38. Причем Бут, окончивший Оксфорд, подчеркивал, что ставку нужно делать на букинистическую, а не на новую книгу: это позволяет снижать цены и привлекать туристов. Сегодня городок процветает, в нем бывает ежегодно около полумиллиона туристов. Бут стал национальным героем, английская королева вручила ему орден за вклад в развитие международного туризма. По примеру Хэй–он–Уай создано 50 буктаунов — во Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии, Малайзии и других странах. Мода перешла и за океан. Чтобы стать буктауном, городу не обязательно быть особо знаменитым. В Бельгии, например, в буктаун превратилась обыкновенная вымирающая деревня Реду. 25 лет здесь все прибавлялось пустых домов, а сегодня сюда приезжают 200 тысяч туристов ежегодно. Есть семьи, у которых в обычае проводить выходные в буктаунах — бродить по лавкам, перебирать издания на книжных полках... Ведь найти нужную эксклюзивную книгу — это не менее захватывающе, чем подстрелить дичь, зато куда более полезно для души.


Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ.


Присылайте свои вопросы и предложения на адрес cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter