Три вопроса критику

Уважаемая Людмила! Трудно сориентироваться в книжном море. Поэтому так интересны нам, простым читателям, рейтинги, составляемые опытными критиками...

«Уважаемая Людмила! Трудно сориентироваться в книжном море. Поэтому так интересны нам, простым читателям, рейтинги, составляемые опытными критиками. Я люблю литературу качественную, классическую, но с уклоном в мистику, рассказы о привидениях. Есть ли какой–то рейтинг литературных привидений?

Павел, Минск».


Рейтинги, уважаемый Павел, составляются нынче на все, от зубных щеток до императоров. Но я бы не стала безоговорочно им верить. Составляют их все кому не лень, часто руководствуясь приземленными соображениями — что–то пропиарить, привлечь доверчивого читателя... Если же рейтинг возникает путем опроса, то это еще менее объективно — массовый вкус никогда не был особо чутким мерилом таланта. Если бы в XIX веке составлялись рейтинги книг, литераторов, художников и т.д., мы бы сильно удивились, их увидев. Потому что, весьма вероятно, не обнаружили бы там имен, которые для нас определяют культуру той эпохи, и встретили бы на первых позициях давно забытые персоналии. Что касаемо литературных привидений, нашелся приемлемый рейтинг и на них, составленный в сети любителями готической литературы. На первом месте — Всадник без головы... А вот и не угадали, не майнридовский (у Майн Рида он же и не призрак вовсе). Зато у другого американского писателя, Вашингтона Ирвинга, этот всадник самый что ни на есть призрачный. Речь о рассказе «Сонная лощина», по которому снял одноименный фильм Тим Бартон. Там действует призрак спятившего кавалериста, который ищет свою отрубленную в незапамятные времена голову, попутно отрубая головы всем встречным... На втором месте — призрак из романа Генри Джеймса «Поворот винта». Это довольно запутанная история, переходный этап от классического готического романа к литературе потока сознания: самоуверенной гувернантке являются призраки слуг старинного имения, а она с ними борется, борется... На третьем месте — Чарльз Диккенс со своим самым знаменитым призраком, Духом рождества. Далее идет призрак замка Отранто из готического романа Горация Уолпола и, разумеется, призрак отца Гамлета.


«Шаноўная Людмiла, сачу за вашымi рубрыкамi, прысвечанымi слаўным постацям беларускай гiсторыi. У гэтым годзе спаўняецца 195 гадоў з дня нараджэння Франца Савiча, беларускага паэта, публiцыста, грамадска–палiтычнага дзеяча. Спадзяюся, што пабачу артыкул пра яго.

Antykvar, Гомель».


Я не забылася пра юбiлей Франца Савiча. Але ў нумары газеты ад 14 траўня 2005 года да 190–годдзя гэтага дзеяча ўжо быў надрукаваны мой артыкул «Злая звезда Франца Савича. История жизни белорусского повстанца». У iм я распавяла пра цiкавыя эпiзоды з жыцця Савiча, пра яго незвычайны i трагiчны лёс, варты серыяла, цытавала ўрыўкi з ягонай шчымлiвай «Споведзi», напiсанай у турме, куды ён патрапiў зусiм юным, як адзiн з арганiзатараў «Дэмакратычнага таварыства» у Вiленскай медыка–хiрургiчнай акадэмii. Так што паўтарацца не выпадае. Але, безумоўна, пра Савiча я буду згадваць у сваiх матэрыялах цягам году. Тым болей дакладная дата нараджэння Франца Савiча невядомая.


«Слышал про то, что автор культового романа «Метро 2033» Дмитрий Глуховский ищет соавторов. Интересно, на каких условиях?

Игнат П., Минск».


На самом деле речь не идет о соавторах — Глуховский и сам справляется с текстами. Но издатели, как водится, ощутив повышенный читательский спрос к теме, пытаются выжать из нее все, что можно. Издательская группа АСТ задумала создать «Вселенную метро 2033», то есть серию романов, действие которых будет происходить в придуманном Глуховским мире. Этакий фанфикшен... Напомню, что роман «Метро 2033» (а есть еще и «Метро 2034») относится к жанру постапокалипсис, действие его происходит в Москве будущего, после ядерной войны. Уцелевшие люди живут в метро. Дичают, устанавливают под землей свои законы, борются за выживание и так далее. Пока что объявлен конкурс синопсисов — то бишь кратких пересказов содержания будущих романов. Кстати, многие профессиональные литераторы мира работают в условиях рынка именно так. Предлагают издателю синопсис, издатель одобряет либо нет, вносит свои коррективы с поправкой на спрос, выдает аванс, назначает срок, а тогда уже писатель погружается в процесс творчества. Маловато общего с пушкинским «...Затем, что ветру и орлу, /И сердцу девы нет закона./ Гордись: таков и ты, поэт,/ И для тебя условий нет»? Конкурс синопсисов проводится на сайте Имхонет, выбирают победителей читатели... А что Глуховский? А Глуховский в жюри...


Присылайте свои вопросы на адрес cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter