Три вопроса критику

Правда ли, что чтение «про себя» появилось позже, чем чтение вслух?

«Здравствуйте, Людмила! Часто ваши публикации посвящены «датам». Довольно широко вы освещаете жизнь и творческий путь белорусских литераторов, но как–то мало и вскользь пишете об иностранных авторах. В прошедшем году был юбилей Высоцкого, вы вновь остались в стороне. Скажите, а как считаете вы: Высоцкий — поэт?


С уважением, Andrej Zubrickiy».


Уважаемый Андрей! Мне кажется, вы путаете нашу общественно–политическую газету с «Литературкой». Литературный юбилей может быть поводом для написания статьи, особенно в авторской рубрике, но системное упоминание таких дат — это для издания иного формата, имеющего в штате литературных работников. И почему вас удивляет приоритетное отражение в «СБ» событий белорусской культуры? А Владимир Высоцкий вниманием «СБ» не обойден. Поэт ли он? Есть у него, конечно, тексты, которые являются именно текстами для песен. Но, по–моему, нельзя, не кривя душой, утверждать, что у Высоцкого нет самодостаточных, да просто отличных стихотворений! Собственно говоря, поэзия того же Беранже — это уличные песни...


«Уважаемая Людмила! Правда ли, что чтение «про себя» появилось позже, чем чтение вслух? Моя младшая дочь, например, никак не научится читать молча, хотя учится уже в шестом классе. Учительница говорит, что это отклонение... А я не вижу ничего плохого.


Анна Савицкая, Минск».


Действительно, вначале все читали исключительно вслух. Когда Блаженный Августин приехал в Милан, к прославленному епископу Амвросию, искусному оратору, то увидел, как тот читает: «...глаза его бегали по страницам, сердце доискивалось до смысла, а голос и язык молчали». Это была настолько необычная манера чтения, что Августин записал о ней в своей «Исповеди». Читать «про себя» люди умели и ранее, но все же это было скорее исключением, чем правилом. Когда Александр Великий на глазах солдат прочел письмо от матери, не произнося прочитанного вслух, все были изумлены. Так же однажды поразил своего противника Катона Юлий Цезарь. Правда, у великолепного Юлия была причина промолчать: ему подали любовное письмо от сестры Катона. Американский психолог Джулиан Джеймс утверждал, что двухкамерное сознание, в котором одно из полушарий специализируется на чтении «про себя», появилось у человека довольно поздно и продолжает развиваться. А вначале буквы в восприятии читателя «звучали». Даже разделение букв на слова и фразы появилось не сразу. Но в наше время информационного бума, конечно, тратить время на проговаривание читаемого не каждый станет. Так что ваша дочь, уважаемая Анна, со временем научится читать, как все. А пока она читает так же, как миллионы читателей до нее.


«Все равно, как вы ни пропагандируете книгу, ее заменят Интернет и газеты. А лучшие толстые романы превратятся в комиксы и дайджесты или вымрут.


Arahna».


Не занимаюсь ни визионерством, ни футурологией, потому судьбу «толстых романов» предсказать не берусь. Да и на затронутую вами тему, уважаемый (или уважаемая) Arahna, мы говорили на страницах газеты бессчетное количество раз. Могу разве что процитировать американского философа Ральфа Уолдо Эмерсона, который составил список самых значительных текстов в истории человечества: «Все эти книги — суть грандиозные проявления общемировой совести, и в повседневности они нужны нам гораздо более, чем свежий выпуск ежегодного альманаха или сегодняшняя газета... То, о чем они говорят с нами, выражается не движением губ и кончика языка, но зардевшимися щеками и бьющимся сердцем». То есть вопрос риторический: будет человечество нуждаться в совести или нет? Я, как вы поняли, оптимист.


Присылайте свои вопросы на адрес cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter