История одной фотографии Георгия Поплавского, Василя Быкова и Алеся Адамовича

Три товарища

Cейчас уже никто не скажет, кому из троих мужчин, запечатленных камерой Евгения Коктыша, пришла та замечательная идея. Заключалась она в том, чтобы оставить печатные машинки, отложить кисти и карандаши, сесть в машину и поехать из города на природу, в деревню Забродье, что рядом с Вилейкой, в гости к художнику Борису Цитовичу. Собрались быстро и поехали: художник Георгий Поплавский и два его товарища, писатели Василь Быков и Алесь Адамович. Все они давно друг друга знали, дружили, сотрудничали. Художник оформлял книги писателей. Сегодня те произведения многократно переизданы, переведены на все основные языки, по ним сняты художественные и документальные фильмы, а оригиналы графических листов хранятся в музеях по всему миру.

Приехали в Забродье, ходили по деревне, говорили, спорили, дышали весенним воздухом. График Борис Цитович радушно принимал гостей. Но была и еще одна цель в той загородной поездке, о которой до поры до времени не догадывались ни Быков с Адамовичем, ни Поплавский. А минских гостей ждали в Забродье саженцы — молодые, в рост человека дубки.

Каждый, кто приехал из города, посадил свое дерево, принес в ведре воду, полил. Естественно, мужики хоть взрослые и суровые, но в подобной ситуации стали сентиментальными. Принялись задумчиво рассуждать: а примутся ли эти деревца, появятся ли на них ярко–зеленые листочки? Шутили, смеялись, волновались, впрочем, как всегда в подобных ситуациях. Возможно, вспомнили и процитировали хрестоматийное, что каждый мужчина должен построить дом, воспитать сына, посадить дерево... А может, фраза осталась непроизнесенной?..

Ведь всегда, посадив дерево, пытаешься заглянуть в будущее, пробуешь увидеть его уже взрослым, большим, полным сил, великим, с раскидистой кроной. С птицами в густых ветвях, с шелестящими под дождем листьями. Век дерева во много раз длиннее человеческой жизни. Скорее всего, и писатели с лопатами в руках, и художники, и фотограф думали в тот день, что когда–то их не будет. А вот эти тоненькие и слабенькие саженцы–прутики превратятся в величественные дубы.

Думаю, именно в такой момент, когда деревья посажены и политы, фотограф и сделал этот снимок. Три товарища стоят и о чем–то размышляют. Может, глядят на свои дубки?

И Василь Быков, и Георгий Поплавский, и Алесь Адамович еще полны сил и желания работать, впереди ненаписанные книги, сценарии, рисунки, картины.

Дуб, посаженный Алесем Адамовичем, погибнет за несколько месяцев до его скоропостижной смерти. Кто–то скажет — знак. Возможно...

С тех маленьких и хрупких дубков, посаженных весной 1984 года, начался на пустыре в Забродье большой парк. Разные люди, известные и неизвестные, сажали и продолжают высаживать свои деревья.

А начиналось все с обычной поездки за город, на природу...

ladzimir@источник

Фото Евгения Коктыша
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter