Три Т Валентины Велюго

Даже замечания в дневник преподаватель химии СШ № 1 г. Лепеля заслуженный учитель Республики Беларусь Валентина Велюго пишет в виде формул. Например, формула трех Т: «Талант — 2 %, терпение и трудолюбие — 98 %. Терпение и труд все перетрут»

Ее  ученики  называют  их  формулой  успеха,  которая  действует  безотказно 

Даже замечания в дневник преподаватель химии СШ № 1 г. Лепеля заслуженный учитель Республики Беларусь Валентина Велюго пишет в виде формул. Например, формула трех Т: «Талант — 2 %, терпение и трудолюбие — 98 %. Терпение и труд все перетрут». В графе «Для замечаний» она записывает своим ученикам формулы успеха. И они действуют! В этом году ученик Валентины Васильевны Тимофей Болотник без экзаменов принят на химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. 

— Валентина Васильевна, а когда вы решили, что станете именно учителем? 

— В выпускном классе пришла пора определяться с профессией. Был созван семейный совет, мама предлагала что-нибудь, связанное с железной дорогой. А для меня авторитетом была директор школы, которая посоветовала мне идти в педагоги. Я об этом на семейном совете и сказала. Тетя меня поддержала. Поехала сдавать документы в Витебский пединститут им. Кирова «на учительницу». И я, если честно, даже не знала: на учительницу чего? О «химическом» будущем до этого никогда не думала. У нас учительница химии два года болела, были постоянные замены. А вот сочинения мне нравилось писать. Помню, как задали придумать продолжение «Поднятой целины». Мне это было так интересно, я чуть-чуть представляла себя Шолоховым и писала. Наверное, и языковед из меня получился бы хороший, но стала учителем химии и биологии. 

Этот неожиданный выбор никак не повлиял на отношение Валентины Васильевны к работе — оно всегда было основательным и серьезным. До сих пор волнуется перед каждым своим уроком, в каком бы классе —профильном или базовом, восьмом или одиннадцатом — он не проходил. 

Почти 25 лет Валентина Васильевна работает в СШ №1 г. Лепеля. Признаюсь вам, читатели, что я тоже являюсь ее ученицей. Конечно, надо отметить, что средненькой ученицей — мои знания за рамки школьной программы не выходят. Но их вполне хватит, чтобы погасить соду уксусом, влить кислоту в воду, а не наоборот, объяснить ребенку,  почему мыло щиплет глазки и из чего делают полиэтилен, позабавить друзей поговоркой вроде «Сапоги мои того — пропускают H2O» и успешно сдать зачет по фотоделу. 

А есть у Валентины Васильевны ученики очень талантливые. Благодаря формуле трех Т, усилий учителя и собственных усилий, их знания выходят далеко за рамки школьной программы. Эти ученики участвуют в районных, областных, республиканских, международных олимпиадах, занимают на них призовые места, поступают в вузы с самыми большими конкурсами. Эти ученики становятся хорошими специалистами, пишут диссертации, успешно их защищают. Два года подряд выпускники Валентины Васильевны без экзаменов поступали в МГУ имени Ломоносова. В 2006 году студентом стал Александр Малявко, завоевавший «золото» на Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии и «серебро» на Международной олимпиаде по химии. А в 2007 году в МГУ поступил Тимофей Болотник, серебряный призер Менделеевской олимпиады и бронзовый — Международной. 

Валентина Васильевна работает с учениками по собственной методике поэтапного обучения: от формирования первоначальных знаний по химии до индивидуализации обучения. Она старается помочь каждому ученику, заинтересовавшемуся химией. Но считает, что «завести лошадь в воду можно, а вот заставить ее пить нельзя», поэтому усердие должно быть обоюдным. 

Но самое главное, чему старается научить Валентина Васильевна всех своих учеников, — это умению учиться самому и ответственно относиться к тому, чем ты занимаешься. И те, кто этой науке не противится, обязательно становятся успешными людьми. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter