Три стратегических хода

Степень налоговой нагрузки на экономику во многих странах мира является предметом жарких дискуссий...
Степень налоговой нагрузки на экономику во многих странах мира является предметом жарких дискуссий. Причины этого понятны. Больше налогов собирает государство — лучше выполняются социальные программы. Уменьшается фискальный груз — легче работать и развиваться предприятиям. Существующая в Беларуси налоговая нагрузка на экономику, по мнению экспертов, является достаточно высокой. За три квартала этого года она (без учета отчислений в фонд соцзащиты) составила 32,2 процента от валового продукта...

В минувшую пятницу представители Министерства по налогам и сборам рассказали журналистам о тех переменах в сфере налогообложения, которые запланированы на ближайший год. Опуская немногочисленные детали, налоговики подытожили, что стратегический характер носят три изменения.

Первое из них — это своеобразный размен с целью упрощения фискальной системы. Нововведение коснется платежей по автомобильному топливу. Размер взимаемых налогов не уменьшится, однако их количество сократится, что, по мнению начальника главного управления методологии налогообложения организаций Евгения Герштейна, «поможет избежать лишних ошибок в расчетах». Суть нововведения такова. В этом году граждане Беларуси, покупая топливо, платили местный налог на его приобретение по закону о бюджете и налог с продаж автомобильного топлива по закону о дорожных фондах. Теперь оба эти налога исчезнут, а точнее, «вольются» в акциз, ставка которого будет соответственно увеличена в 2,5 раза. На цене топлива, по словам Евгения Герштейна, новый подход не отразится.

Второе изменение направлено непосредственно на уменьшение налоговой нагрузки. В 2006 году будет снижена совокупная ставка по местным целевым налогам и сборам, которые уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями из прибыли (после ее налогообложения). На сегодня ставка по местным целевым налогам и сборам составляет 4 процента. Со следующего года она не должна превышать 3 процентов (при этом предполагается установить ставку транспортного сбора в размере не более 2 процентов, а сбора на содержание и развитие местной инфраструктуры — не более 1 процента).

Третий стратегический ход в налоговой партии–2006, по мнению экспертов, является самым значимым. Он затрагивает особую категорию в системе существующих в стране платежей — оборотные налоги. Данный вид налогов, как известно, уплачивается промышленниками и предпринимателями вне зависимости от финансовых показателей — просто от оборота (выручки). Как показывает мировая практика, оборотные налоги безболезненны для предприятий, если их величина не превышает 2 процентов. В Беларуси в 2004 г. оборотные платежи составляли 4,15 процента. В этом году они снизились до 3,9 процента.

Не первый год звучат предложения ликвидировать или уменьшить до минимума эту категорию налогов. Представители Минфина и Министерства по налогам и сборам утверждают, что делать это, безусловно, нужно, но постепенно. В Российской Федерации, к примеру, от «оборотных» отказались во многом благодаря мощному сырьевому сектору. Там налог на добычу полезных ископаемых — обильный источник для пополнения федерального бюджета. У нас такого «компенсирующего» фактора нет. Поэтому, учитывая социальную направленность белорусской экономики и масштабные государственные проекты, оборотные налоги сразу исчезнуть не могут. Но постепенно исчезать они все–таки будут.

В 2006 году планируется уменьшить ставку данных налогов на 0,9 процента за счет отмены сбора на формирование местных целевых бюджетных жилищно–инвестиционных фондов (по ставке 0,4 процента) и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (по ставке 0,5 процента). Эта мера, по словам первого замминистра по налогам и сборам Владимира Полуяна, будет иметь «каскадный» эффект. Другими словами, объем свободных средств у предприятий после снижения ставки будет расти из месяца в месяц.

Что же касается 1-процентного налога с пользователей автомобильных дорог, то он пока сохранится. Останется и самый значимый оборотный налог — 2–процентные отчисления предприятий в фонд поддержки производителей сельхозпродукции. Такое решение, как заявил недавно на заседании парламентской комиссии по бюджету–2006 министр финансов Николай Корбут, обусловлено стратегической задачей по поддержке агропромышленного комплекса в 2006 — 2010 гг. Ведь инвестиционная стоимость Государственной программы возрождения села, рассчитанная на будущую пятилетку, немалая — около 70 триллионов белорусских рублей.

Николай Корбут так прокомментировал ситуацию с оборотными налогами: «У нас принят указ о поддержке агропромышленного комплекса. Поэтому отчисления в фонд поддержки производителей сельхозпродукции пока останутся, а все другие мы постепенно уберем». Что ж, если слова министра воплотятся в жизнь, то получатся те самые 2 процента, за которые «ратует» мировая практика. И это, по логике вещей, придаст дополнительные импульсы экономическому развитию страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter