Большинство из нас выросло с пониманием кровнородственных отношений между Россией, Беларусью и Украиной

Три сестры

Большинство из нас выросло с пониманием кровнородственных, сестринских отношений между Россией, Беларусью и Украиной. Никого и никогда не надо было убеждать в том, что «Киев — мать городов русских», что Николай Васильевич Гоголь — писатель наш, по–родственному близкий минчанам, киевлянам, москвичам. Никто не интересовался, какой национальности Михаил Булгаков, да и попробуй определи, где заканчивается период, описанный в «Белой гвардии», а где начинаются времена «Мастера и Маргариты». Мы не заглядывали в графу паспорта «Национальность», когда женились, выходили замуж, строили общую страну, создавали ее потенциал, даже перестраивались.

А вот нынче новая реальность. Война, необъявленная, приносит многочисленные жертвы, и, главное, появились ненависть, стремление сделать больно любыми средствами и способами. Причем в ряде случаев все это закрепляется на уровне культурных программ (запреты разного рода), школьных учебников, фиксируется на уровне тех, кто подрастает и кому завтра решать, как жить дальше.

Закономерный вопрос: почему, откуда? Иногда говорят: раз так быстро было разрушено то, что называли интернационализмом, то, значит, не было вовсе этого интернационализма. «Плохие» идеологи обманывали общественность, выполняя госзаказ, говоря о дружбе и единстве. На самом же деле — и об этом уже сегодня говорят идеологи «хорошие» — все было наоборот. Не интернационализм — а диктат и гегемония, не дружба — а высасывание соков из той или иной республики в угоду имперскому центру, не восточнославянская цивилизация как символ движения вперед — а Европа. Здесь, как предполагается, госзаказ отсутствует, а налицо независимая позиция честного, непредвзято настроенного мыслителя.

Что же получается, обманутым оказалось не одно поколение людей? Или, может, речь идет исключительно об элитах, которые традиционно что–то делят, а широкие народные массы думают иначе? Не надо иллюзий, происходящее сегодня имеет глубокие корни, и результаты выборов, как парламентских, так и президентских, в Украине это в полной мере подтверждают. Самое простое — обвинить во всем советскую власть. Но ведь большевики не с Луны свалились. Они, как говорится, выросли из народной гущи, отражали интересы этой гущи и за их плечами не только Голодомор и насильственная коллективизация, но и Гагарин, Жуков, ядерный паритет и новая империя. Тогда, может, виноваты реликты исторической психологии, проклятого прошлого в форме «неправильной» нарезки границ, агрессивного поведения сильных соседей? Или всему виной собственная несостоятельность, неспособность создать «вовремя» национальную государственность и отстоять свое понимание ценностей и, как следствие, комплекс неполноценности?

Один из вариантов ответа связан с тем, что дружба народов (как и ее смысловые антонимы) — это результат целенаправленной политики, без апелляции к временам Древней Греции и Рима. Если, скажем, каждый день твердить школьнику, что имярек — твой враг, то он и вырастет с осознанием этой установки как личного убеждения. Великая правда и справедливость советской политики в этом сегменте как раз и заключались в том, что дружба трех восточнославянских народов выглядела и являлась естественной, справедливой, органичной, пусть даже нам иногда и навязывали эту точку зрения. Вообще — что плохого в том, чтобы навязывать правильные вещи? Когда сегодня Минск инициирует, а в каком–то смысле и координирует миротворческие процессы в Украине, то это проявление не только исключительно политического компонента. Это и процесс «штопки» общего ментального поля, в котором образовались болезненные лакуны. Это попытка вернуться в то мирное и спокойное русло развития, которое даст возможность жить людям вне зависимости от того, куда их больше тянет — в Европу или Евразийский союз. В целом же это альтернатива ложная: границы между союзами столь же условны, как меридианы и параллели. Есть все же вещи более высокого порядка, связанные с общей территорией, многовековым соседством, многочисленными связями многих поколений.

Конечно, сделать можно что угодно и убедить людей в чем угодно. Правда, вовремя срабатывает в обществе, нации, механизм самосохранения, понимания важнейших приоритетов, которые не связаны с расторжением вековых уз и близости единого культурного поля. Вырыть ров на границе, наставить частокол из ракет — большого ума не надо. Ты эти рвы закопай, ракеты убери да иди собирать в приграничную зону ягоды, строить дороги и мосты. Мосты — это все же правильнее будет.

Советская Белоруссия № 154 (24784). Пятница, 14 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter