В Борисове чтят память героя Великой Отечественной войны Ивана Кузнецова

Три ордена Славы сына полка

Река не стала преградой для немецких овчарок, выпущенных вдогонку группе красноармейцев, возвращавшихся из разведки на вражеской территории. Псы бросились в воду за бойцами, и один из них вцепился в шею самого юного из пловцов. Собачьи челюсти сжимались все сильнее, но юноша продолжал упорно плыть к спасительному берегу, где его ждали боевые товарищи. В той смертельной схватке победил человек, но на память о ней на шее навсегда остались следы от клыков. Этот эпизод из боевой биографии своего отца — самого молодого полного кавалера ордена Славы Ивана Кузнецова рассказала его дочь Лариса Ивановна. В минувшем декабре ему исполнилось бы 90 лет.

История одного снимка

На фотографии — улыбающийся младший сержант, на груди которого красуются три главные солдатские награды. Считается, что это семнадцатилетний Ваня Кузнецов, который свой третий и главный орден Славы I степени получил уже после войны в мае 1946 года. Но, возможно, на фото — другой человек, считает дочь героя:

— Мой папа был типичным донским казаком, высоким и статным, с темными волосами. И нос у него более тонкий, — делится своими сомнениями Лариса Ивановна. — У нас семейного архива не сохранилось. Какие-то фотографии и документы были у старшего сводного брата Геннадия, но он погиб в автокатастрофе. Все, что было дома, я отдала в музей, созданный в 2015 году при гимназии № 3 Борисова. В интернете нашли эту фотографию, ее вместе с более поздними снимками отца показывали в программе «Жди меня». Отозвалась тогда только папина двоюродная сестра Надежда Каверина из города Апатиты Мурманской области.

Надежда Тихоновна, уже будучи серьезно больной, приезжала в Борисов на открытие мемориальной доски и музея своего легендарного брата. Тогда родственники встретились в первый и последний раз (женщина вскоре умерла). Она помнила Ивана Филипповича мальчишкой и могла бы прояснить ситуацию. Но в кутерьме торжественных мероприятий было не до того. Однако в Ларисе Надежда с ходу признала родную кровь. «Сразу вижу — ты наша, — сказала она при встрече племяннице. — Очень похожа на свою бабушку Анастасию Петровну...»

Иван Кузнецов.
Анатолий Голиков.
Возможно, сомнения Ларисы Кузнецовой имеют под собой почву. Так как на просторах интернета нашелся этот же снимок, но с другим именем под ним — Анатолия Ефимовича Голикова, 1926 года рождения.

Впрочем, не столь важно, кто запечатлен на снимке. Теперь это, можно сказать, собирательный образ молодого героя войны. Оба бойца ушли подростками на фронт и оба так или иначе сроднились с нашей страной. Два ордена Славы Анатолий Голиков получил в боях за освобождение Белоруссии, а Иван Кузнецов связал свою жизнь с ней в мирное время.

Дело мужчины — Родину защищать

Ваня Кузнецов родился на исходе 1928 года в станице Мигулинская Каменского района Ростовской области. Позже семья переехала в село Божковка того же района. Мальчишка успел окончить лишь семь классов, когда началась война. Как только в январе 1943-го войска Южного фронта освободили Ростовскую область, подросток, воспитанный на казачьих традициях, где главным делом мужчины было — Родину защищать, решил любым путем уйти на фронт и громить ненавистного врага, хотя мать его не отпускала.
 

— Нам точно неизвестно, каким образом ему удалось попасть в действующую армию и стать сыном полка: не каждого ведь брали, — рассказывает руководитель музея самого молодого полного кавалера ордена Славы И.Ф.Кузнецова Зоя Кранцевич. — Есть предположение, что он вызвался проводить бойцов окольными путями до станции Лихая. И оттуда уже не вернулся домой, мог накинуть себе несколько лишних лет. Когда же правда раскрылась, отчаянный и настырный паренек все же был зачислен в 185-й гвардейский артиллерийский полк.

Сначала подносил снаряды, потом стал заряжающим, наводчиком и командиром орудия. Первой своей награды — медали «За отвагу» был удостоен уже в октябре 1943 года за уничтожение в составе орудийного расчета немецких танков «Тигр» и пулеметной точки в боях в районе города Барвенково Харьковской области. Тогда ему не было и пятнадцати лет.

Со времени первого награждения не прошло и полугода, как Ваня отличился вновь. В бою за хутор Отрадный в ходе Никольско-Криворожской наступательной операции он не только отразил четыре вражеских контратаки, но и заставил замолчать шесть немецких дзотов и снова подбил танк. За это он был представлен к ордену Красной Звезды.

фото Виталия Пивоварчика

Главные же солдатские награды получил в течение нескольких месяцев 1945 года. При прорыве вражеской обороны в районе города Забадрове (Польша) 15 января, раненый, он продолжал вести огонь прямой наводкой. Уничтожил по два вражеских пулемета и дзота. 12 марта при штурме крепости Кюстрин также в Польше вместе с расчетом под обстрелом противника точным огнем подавил три пулеметные точки, которые мешали продвижению пехоты. И 25 апреля в пригороде Берлина уничтожил зенитное и противотанковое орудия, три пулеметные точки и здание, из которого вели обстрел немецкие автоматчики. За каждый из этих эпизодов был награжден орденами Славы: III, II и I степени. И стал самым молодым его полным кавалером.

Демобилизовался Иван в августе 1945-го, но решил стать кадровым военным. В 1949 году окончил Орловское ордена Ленина Краснознаменное бронетанковое училище имени М.В.Фрунзе, служил в Белоруссии, Румынии, Польше и Германии.

С Борисовом героя связывают как годы службы (в 1956-м он здесь вступил в партию, а в 1959-м окончил 10 классов вечерней школы), так и жизнь на гражданке. После увольнения в запас Иван Филиппович некоторое время работал на заводе БАТЭ, позже — помощником начальника отдела горвоенкомата.

Ученики борисовской гимназии № 3 чтят память Ивана Кузнецова.
фото Виталия Пивоварчика.

В 1976 году полных кавалеров ордена Славы приравняли по статусу к Героям Советского Союза. Но Иван Филиппович никогда не пользовался привилегиями. Боевые награды носил лишь по праздникам, причем на обычном пиджаке, а не на военном кителе, на который имел полное право, так как был капитаном в отставке.

— Отец не любил говорить о войне, слишком глубокий след она оставила в его душе, — вспоминает Лариса Кузнецова. — Ведь тогда ему пришлось очень быстро повзрослеть. Он был несколько раз ранен, осколок засел в ноге и постоянно беспокоил. Все это не могло не сказаться на его здоровье, начались проблемы с сердцем, и он умер, когда мне было одиннадцать лет, а ему чуть более шестидесяти...

Имя легендарного земляка в Борисове не забыто. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска, а в музее гимназии № 3 регулярно проводятся уроки мужества и экскурсии не только для школьников региона, но и для гостей города. К слову, на одном из последних мероприятий экспозиция музея пополнилась еще одним экспонатом — казачьей шашкой.

Внучка Дарья и дочь Лариса
Фото Инги Романовской

СПРАВКА «СБ»

Орден Славы был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Им награждались лица рядового и сержантского состава, а также в авиации — лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Орден Славы вручался только за личные заслуги. Воинские части и соединения им не награждались. На сегодня, по уточненным данным, полных кавалеров ордена Славы насчитывается 2.672 человека, 89 из них — граждане Беларуси. 

Инга РОМАНОВСКАЯ. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter