Из выступления министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира МакеЯ на пленарном заседании саммита «Восточного партнерства» 29 ноября 2013 года, г. Вильнюс
– Несмотря на прогресс, который мы видим сегодня, «Восточное партнерство» еще рано называть успешным, оно сталкивается с рядом серьезных вызовов. Я полагаю, что проблема сопряжена с тремя «ложными выборами», которые тем или иным образом нам навязываются.
Ложный выбор № 1: «Свой путь развития или модель ЕС». Смысл «Восточного партнерства» заключается прежде всего в сближении стран-партнеров с Евросоюзом и в оказании им помощи со стороны ЕС в проведении программ реформирования. У партнеров, однако, не должно создаваться впечатления о том, что если они что-то делают по-своему, это априори неправильно.
Мы, страны-партнеры, разделяем общие ценности, у нас общее европейское будущее (более или менее амбициозное). Но при этом у каждого из нас наследие, история и приоритеты свои, индивидуальные. Мы все нацелены на проведение модернизации и реформ. Но не ради Евросоюза, а прежде всего для самих себя. Неважно, с Евросоюзом или без него, мы их осуществим. Да, мы иногда допускаем ошибки. И ЕС может нам помогать и содействовать. Но помогать, а не наказывать.
В связи c этим мы рассчитываем на то, что политика санкций и ограничений, проводимая Евросоюзом в отношении Беларуси, которая в корне противоречит самому духу «Восточного партнерства», будет отменена раз и навсегда.
«Восточному партнерству» следовало бы сосредоточиться на вовлечении, укреплении доверия, достижении понимания специфики ситуации, в которой находится каждый из партнеров. Дифференциация и обусловленность могут регулировать степень сближения. Но они не могут подрывать основополагающих принципов «совместного ведения» и недискриминации.
Ложный выбор № 2: «Бери или уходи». «Восточное партнерство» – не созданный раз и навсегда набор инструментов.
Развитие отношений с Евросоюзом и сближение с ним могут принимать самые различные формы. Ключ к успеху «Восточного партнерства» лежит в выявлении индивидуальных подходов к каждой из шести комбинаций совместных интересов ЕС и интересов отдельных стран-партнеров. Если нам этого сделать не удастся, «Восточное партнерство» останется «хромой уткой»: набором инструментов для присоединения к ЕС без гарантий перспективы и перспективой сотрудничества без набора необходимых инструментов.
Ложный выбор № 3: «Восток или Запад». Не должно быть места геополитическому соперничеству в нашем регионе, который является и всегда являлся перекрестком различных интеграционных проектов, а не сферой чьих-то привилегированных интересов.
События последних дней и резкая риторика в нашем регионе возвращают нас к эпохе холодной войны. Мы против любого давления на суверенные государства, каковы бы ни были его источники и мотивы. Но мы также против новых разделительных линий в Европе.
У партнеров не должно возникать ложного впечатления, что за возможность находиться здесь, в составе «Восточного партнерства», они должны жертвовать своими стратегическими интересами на других направлениях. Евросоюзу же не следует воспринимать эти интересы как препятствие, а тем более угрозу для достижения целей «Восточного партнерства».
Выступая в качестве моста между Таможенным союзом / Единым экономическим пространством и Европейским союзом, Беларусь рассматривает эти два интеграционных процесса как взаимодополняющие и, в долгосрочной перспективе, конвергентные. Мы выдвинули и продолжаем отстаивать идею «интеграции интеграций» с целью создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока».
Реплика
Сергей ЛАВРОВ, министр иностранных дел РФ:
– В любом случае можно уверенно говорить о том, что евразийская интеграция обрела собственную логику развития. В ее основе – реализация практических, понятных инициатив в торгово-экономической сфере. Сложился четкий консенсус в пользу постепенного продвижения данного процесса, без скачков и забеганий вперед. Подавляющее большинство политиков, общественных деятелей и населения в России, Казахстане и Беларуси, а также в других странах СНГ весьма позитивно относятся к евразийской интеграции. В этом – залог успешного будущего ЕАЭС.
Разумеется, продвижение интеграционных процессов в рамках «тройки» не означает стремления дистанцироваться от других стран на пространстве СНГ. Евразийский экономический проект с самого начала задумывался как инклюзивная структура, открытая для других государств, прежде всего членов ЕврАзЭС и участников СНГ. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы перед нашими ближайшими соседями не стоял искусственный выбор между «западным» и «восточным» векторами интеграции.