Три ложных выбора

Из выступления министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира МакеЯ на пленарном заседании саммита «Восточного партнерства» 29 ноября 2013 года, г. Вильнюс

Из выступления министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира МакеЯ на пленарном заседании саммита «Восточного партнерства» 29 ноября 2013 года, г. Вильнюс

– Несмотря на прогресс, который мы видим сегодня, «Восточное партнерство» еще рано называть успешным, оно сталкивается с рядом серьезных вызовов. Я полагаю, что проблема сопряжена с тремя «ложными выборами», которые тем или иным образом нам навязываются. 

Ложный выбор № 1: «Свой путь развития или модель ЕС». Смысл «Восточного партнерства» заключается прежде всего в сближении стран-партнеров с Евросоюзом и в оказании им помощи со стороны ЕС в проведении программ реформирования. У партнеров, однако, не должно создаваться впечатления о том, что если они что-то делают по-своему, это априори неправильно. 

Мы, страны-партнеры, разделяем общие ценности, у нас общее европейское будущее (более или менее амбициозное). Но при этом у каждого из нас наследие, история и приоритеты свои, индивидуальные. Мы все нацелены на проведение модернизации и реформ. Но не ради Евросоюза, а прежде всего для самих себя. Неважно, с Евросоюзом или без него, мы их осуществим. Да, мы иногда допускаем ошибки. И ЕС может нам помогать и содействовать. Но помогать, а не наказывать. 

В связи c этим мы рассчитываем на то, что политика санкций и ограничений, проводимая Евросоюзом в отношении Беларуси, которая в корне противоречит самому духу «Восточного партнерства», будет отменена раз и навсегда. 

«Восточному партнерству» следовало бы сосредоточиться на вовлечении, укреплении доверия, достижении понимания специфики ситуации, в которой находится каждый из партнеров. Дифференциация и обусловленность могут регулировать степень сближения. Но они не могут подрывать основополагающих принципов «совместного ведения» и недискриминации. 

Ложный выбор № 2: «Бери или уходи». «Восточное партнерство» – не созданный раз и навсегда набор инструментов. 

Развитие отношений с Евросоюзом и сближение с ним могут принимать самые различные формы. Ключ к успеху «Восточного партнерства» лежит в выявлении индивидуальных подходов к каждой из шести комбинаций совместных интересов ЕС и интересов отдельных стран-партнеров. Если нам этого сделать не удастся, «Восточное партнерство» останется «хромой уткой»: набором инструментов для присоединения к ЕС без гарантий перспективы и перспективой сотрудничества без набора необходимых инструментов. 

Ложный выбор № 3: «Восток или Запад». Не должно быть места геополитическому соперничеству в нашем регионе, который является и всегда являлся перекрестком различных интеграционных проектов, а не сферой чьих-то привилегированных интересов. 

События последних дней и резкая риторика в нашем регионе возвращают нас к эпохе холодной войны. Мы против любого давления на суверенные государства, каковы бы ни были его источники и мотивы. Но мы также против новых разделительных линий в Европе. 

У партнеров не должно возникать ложного впечатления, что за возможность находиться здесь, в составе «Восточного партнерства», они должны жертвовать своими стратегическими интересами на других направлениях. Евросоюзу же не следует воспринимать эти интересы как препятствие, а тем более угрозу для достижения целей «Восточного партнерства». 

Выступая в качестве моста между Таможенным союзом / Единым экономическим пространством и Европейским союзом, Беларусь рассматривает эти два интеграционных процесса как взаимодополняющие и, в долгосрочной перспективе, конвергентные. Мы выдвинули и продолжаем отстаивать идею «интеграции интеграций» с целью создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока».

Реплика

Сергей ЛАВРОВ, министр иностранных дел РФ:

– В любом случае можно уверенно говорить о том, что евразийская интеграция обрела собственную логику развития. В ее основе – реализация практических, понятных инициатив в торгово-экономической сфере. Сложился четкий консенсус в пользу постепенного продвижения данного процесса, без скачков и забеганий вперед. Подавляющее большинство политиков, общественных деятелей и населения в России, Казахстане и Беларуси, а также в других странах СНГ весьма позитивно относятся к евразийской интеграции. В этом – залог успешного будущего ЕАЭС.

Разумеется, продвижение интеграционных процессов в рамках «тройки» не означает стремления дистанцироваться от других стран на пространстве СНГ. Евразийский экономический проект с самого начала задумывался как инклюзивная структура, открытая для других государств, прежде всего членов ЕврАзЭС и участников СНГ. Мы искренне заинтересованы в том, чтобы перед нашими ближайшими соседями не стоял искусственный выбор между «западным» и «восточным» векторами интеграции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter