Три кита успеха

Иван Шматко после окончания Великолукского сельскохозяйственного института работал в Ивьевском районе: агрономом, руководителем хозяйства, начальником райсельхозпрода. Затем был председателем Кореличского райисполкома. В 2007 году стал председателем комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома.

Председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома Иван ШМАТКО – о специализации производства, мелиорации и о том, почему продукцию нельзя получать любой ценой

Иван Шматко после окончания Великолукского сельскохозяйственного института работал в Ивьевском районе: агрономом, руководителем хозяйства, начальником райсельхозпрода. Затем был председателем Кореличского райисполкома. В 2007 году стал председателем комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома.

— Иван Михайлович, сейчас среди специалистов рай- и облсельхозпродов нередки дискуссии о том, как надо управлять сельхозпредприятиями. А что думаете вы по этому поводу?

— Во-первых, я категорически против того, чтобы из района или области управляли теми, кто растит хлеб, получает мясо или молоко. Ведь в хозяйствах есть руководители. И если со стороны начнут управлять, то порядка не будет. Знаете, что бывает с ребенком, у которого семеро нянек…

В настоящее время на райсельхозпродах лежит функция не управления, а разработки региональной стратегии.

По сути, мы выезжаем в сельхозпредприятия для того, чтобы оперативно внести корректировки в работе и быть в курсе происходящего. Но никогда не надо ставить задачу, чтобы работник рай- или облсельхозпрода организовывал, скажем, вывозку органики или кормление скота. Это было бы подменой функции непосредственных руководителей. Поэтому наши специалисты, имея значительный опыт, большую информационную подготовку, постоянную связь с наукой, должны оказывать помощь руководителям и специалистам в виде консультаций, семинаров. Мол, делайте так, потому что это подтверждено опробованным опытом и, самое главное, экономикой других. Надо помогать людям наиболее эффективно вести хозяйство, чтобы работа приносила как можно больше прибыли.

Задача комитета и райсельхозпродов заключается в подборе и расстановке кадров руководителей сельскохозяйственных организаций, которые, возглавляя коллективы, могли бы эффективно ими управлять, решать поставленные задачи — растить хлеб и получать мясо и молоко.

Отраслевые регламенты, технологии возделывания сельхозкультур, содержания животных, разработанные с помощью наших научных учреждений, научно-практических центров, постоянно совершенствуются, и задача руководителей, технологов на местах строго их соблюдать.

Роль комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, райсельхозпродов — постоянно доводить эту информационную базу до руководителей хозяйств, организовать контроль и дальше работать на перспективу, то есть обозначить внутриобластную, внутрирайонную специализацию, создавать современные интеграционные структуры, совершенствовать работу в области семеноводства, племенного дела, эффективного использования сельскохозяйственной техники, земли и всех вопросов, касающихся развития АПК.

Далее. Часто можно слышать от руководителей сельхозпредприятий, мол, мы хотим больше свободы, а вы нам различные планы сверху спускаете. Но планирование есть везде. В той же Европе, на которую часто ссылаются, на все устанавливаются квоты: на производство зерна, молока, мяса, других продуктов. Это те же планы, что и у нас. У них, допустим, доводится квота произвести 1 миллион тонн молока. Ты произвел на 10 процентов больше, думай, куда продать лишнее, либо реализовывай по ценам, выгодным для потребителя.

У нас, к счастью, рост сельхозпродукции пока не ограничивают. Производи. Чем больше, тем лучше. Но уже настала пора менять отношение к этому производству. Получать продукцию следует не любой ценой и надо, чтобы она была конкурентоспособной на рынке. И здесь без специализации не обойтись. Она же влечет за собой региональное кооперирование производителей, переработчиков, сбытовиков. Появляется новая структура управления — холдинговая компания, либо корпорация. А это уже макроэкономика. И задачу создания таких структур должны взять на себя в первую очередь обл- и райсельхозпроды.

— Вероятно, с помощью специализации и концентрации можно достичь и уменьшения затрат в сельхозпроизводстве?

— Несомненно. Например, сегодня в среднем в районе 40 тысяч гектаров сельхозугодий. Зерновая группа, как правило, занимает 50 процентов. При этом требуется примерно 5 тысяч тонн семян. В нынешней ситуации, когда на одной площадке можно произвести 15 тысяч тонн семян, надо ли в каждом хозяйстве заниматься семеноводством? Конечно, нет. Это ведет к увеличению затрат.

Мы говорим, что не хватает специалистов на селе. А я хочу сказать, что их предостаточно. Надо только умело расставить по своим местам. Вот пример. Нет необходимости в каждом хозяйстве держать агронома-семеновода, как и ряд других специалистов. Нужно определить в районе 1—2 площадки (а в среднем одно хозяйство намолачивают не менее 5 тысяч тонн зерна), и пусть они занимаются семеноводством. При этом можно разработать примерно такой механизм взаиморасчетов. Берешь тонну элиты — привози три тонны фуражного зерна, тонну первой репродукции — две тонны фуража. Это, конечно, примерный расчет. Специалисты могут подсчитать более точно. Но так в любом случае будет дешевле, чем когда мы сегодня в каждый склад загружаем семена, затем делаем большие затраты при малых объемах, доводя их до посевных кондиций. При этом сложно проконтролировать качество подготовки семенного материала. Но, имея одну точку в районе, это сделать очень просто.

В целом же, будь то растениеводство или животноводство, специализация во всех сферах позволит значительно сократить затраты. И такая задача ставится главой государства, правительством, руководством области. Это, как любили говорить в советские времена, красная нить экономики. В том же семеноводстве, например, зачем держать 20 протравителей семян на район, если эту работу можно выполнить одним.

А возьмите работы по уходу и химзащите. Почему бы при райагросервисах в слабых районах не создать мобильные группы со специалистами с высокопроизводительной современной техникой, которые в нужный период вахтовым методом обрабатывают посевы, и по результатам работы их труд будет оплачен сполна. Это касается и сложной техники. Программиста в каждом хозяйстве содержать накладно. 2—3 специалистов такого профиля для района вполне достаточно.

Обо всем этом мы не только думаем, но и принимаем конкретные меры. Уже в этом году в области должны заработать три завода по приготовлению семян, а всего для области их надо 25—30. Ставим задачу до 2015 года проблему решить.

— Я думаю, что эти два направления сегодня очень важны в производстве картофеля. Ведь не секрет, что долгое время этой культурой понемножку занимались все.

— Минской области доведено задание выращивать второй хлеб на 20 тысячах гектаров. Раньше мы вроде и говорили, что надо определять базовые хозяйства под эти площади, обеспечивать их технологиями, необходимыми машинами, закладывать хранилище и тем самым добиваться высокой эффективности. Но на самом деле все вырисовывалось вот в какую схему. Распределяли по принципу: всем сестрам по серьгам. 20 тысяч делили на 22 района и получали около тысячи гектаров на район. Сельхозпредприятий, допустим, в каждом по 20. И выходило в среднем каждому по 50 гектаров. Кому чуть больше, кому чуть меньше. И даже если кто-то говорил, что невыгодно этим заниматься, ему отвечали: бери, потому что другие из-за тебя больше брать не захотят.

Сегодня экономика заставляет заниматься концентрацией производства в этой сфере. Поэтому если раньше картофель выращивали в 300 хозяйствах области, то теперь ставим цель, чтобы было 80 базовых сельхозпредприятий, которые станут заниматься вторым хлебом. В каждом под эту культуру должно быть отведено не менее 200—300 гектаров. Что дает специализация? Это современная технология, техническое оснащение, включая хранение, переработку и сбыт и, конечно же, постоянное обновление информации о совершенствовании и применении технологических инноваций. Уже в этом году при таких подходах мы ожидаем положительных результатов.

— Сейчас на различных совещаниях постоянно поднимается вопрос наведения порядка на земле. Что думаете вы по этому поводу?

— Мы постоянно обращаем внимание на состояние территорий, будь то сельскохозяйственные угодья или прифермские земли. Не снимая с себя ответственности за содержание земель, хочу сказать, что этим на местах активнее должны заниматься районные организации: охрана природы, землеустроительная и санитарно-эпидемическая службы, Гостехнадзор и другие организации. Ведь они имеют право требовать с нерадивого хозяина и наказывать материально. Хочется, чтобы на этом направлении дело было поставлено так: предупредили, не поправил ситуацию — получай штраф. А за эти деньги наведем порядок.

Примером может быть та же Европа. Мне рассказывал один коллега, что, перегоняя машину в Голландии, выбросил окурок в форточку. Итог — штраф 300 евро. Считаю, что сегодня никого не надо уговаривать делать то, что он обязан. И, самое главное, нам всем нужно помнить: земля, на которой мы живет, — это наше богатство.

Есть в вопросе наведения порядка на земле еще один аспект. Старая технология в животноводстве требовала больших территорий вокруг ферм. А сейчас они постепенно реконструируются, внедряется беспривязное содержание скота, можно точно определить, сколько площади нужно животным для выгула. А всю оставшуюся территорию вокруг ферм необходимо запахать и использовать для нужд растениеводства.

— Давайте поговорим о мелиорации. Как здесь решаются проблемы? И как вы относитесь к идее о том, чтобы сами сельхозпредприятия активнее включались в работу по уходу за открытой сетью ради повышения урожая, а не ждали, пока она зарастет? Ведь мелиораторы приходят на один участок лишь раз в 5—6 лет...

— Мелиорация для Минской области имеет очень существенное значение. Ведь у нас более полумиллиона осушенных земель, более 30 тысяч километров открытой сети. В текущем году руководство области поставило задачу: все кустарники, растущие на каналах, должны быть убраны. И как бы ни было тяжело, это надо обязательно сделать. Потому что недостатки в работе мелиоративной системы отрицательно сказываются на состоянии земельного участка и в итоге на урожае.

Мы обратились в Совет Министров, и он нас поддержал, чтобы более чем на 100 тысячах гектаров были выполнены мероприятия по обновлению мелиоративных земель. Но, думается, что и сельхозпроизводители не должны сидеть сложа руки и ждать, когда государство окажет им помощь в этом вопросе. Надо самим стремиться быть хозяевами на своей земле.

Хочу привести в качестве примера агрокомбинат «Ждановичи». Там тоже когда-то на полях были кусты, а на каналах росли деревья. Но руководство предприятия своими силами решило эту проблему: закупило специальные бульдозер и экскаватор, и за два последних года земли хозяйства преобразуются, увеличивается их контурность. Одним словом, используются по-хозяйски. Вот так надо действовать всем. Облсельхозпрод со своей стороны по программе технического перевооружения ставит задачу приобретения для хозяйств мелиоративной техники в лизинг.

— Основным показателем эффективности работы в растениеводстве всегда считался сбор зерна. Какая ситуация с этим вопросом в Минской области?

— В производстве зерна в последние годы сделан значительный шаг вперед. Стали активнее использоваться комплексные удобрения, стимуляторы роста, повсеместно применяется защита растений от болезней и сорняков.

Если же говорить о цифрах, то область перешагнула рубеж двух миллионов тонн зерна в год и стабильно на нем держится. В перспективе ставим задачу выйти на трехмиллионный намолот. Но это ни в коем случае не будет достигаться экстенсивными методами. Оптимальный размер зернового поля области — 550 тысяч гектаров. А валовой сбор будем наращивать только за счет роста урожайности, то есть технология должна сказать свое еще более веское слово. Параллельно надо развивать животноводческую отрасль: птицеводство, свиноводство, молочное направление. Эта программа в Минской области есть.

— Расскажите о взаимодействии с наукой...

— Наука — это будущее нашей экономики. Без нее невозможно движение вперед в аграрном секторе. Недавно состоялась встреча председателя облисполкома Бориса Батуры с председателем президиума НАН Беларуси Михаилом Мясниковичем на базе НПЦ земледелия. Решено, что все направления сельхозпроизводства в области будут курироваться научными учреждениями. Думаю, что достойный пример сотрудничества науки и практики — предстоящий в скором времени ввод в строй двух объектов: центра по производству семян высоких репродукций в Шипянах и предприятия по выращиванию племенных свиней в Будагово Смолевичского района.

— В животноводстве взят курс на строительство новых молочнотоварных ферм, что позволит резко сократить количество обслуживающего персонала, поднять производительность труда, улучшить качество молока. Как идет их возведение в области? И еще. Эти объекты, как известно, очень дорогие. Как скоро они окупятся?

— К концу года появятся еще 11 ферм. В общей сложности 37 тысяч коров будут обслуживаться по современным технологиям. Это 16 процентов молока. Сейчас по одной новой ферме, как минимум, есть в каждом районе. В дальнейшем вопрос будет стоять так: современные молочнотоварные помещения будем возводить в тех хозяйствах и регионах, где к этому готовы хозяйства и их коллективы — с учетом кормовой базы, технологии выращивания ремонтного молодняка, подготовки специалистов.

Хочу сказать, что сейчас идет поиск наиболее оптимальных и недорогих проектов таких ферм. На мой взгляд, весьма успешно находят выход в СПК «Городейский» Несвижского района. Там ферму на 300 голов построим за три месяца с минимальными затратами: заложили точечные фундаменты, а основой помещения стали металлические конструкции, которые, образно говоря, собирают, как детский конструктор.

Если же говорить об окупаемости таких ферм, ее можно достичь в течение 10 лет. Правда, при этом и подходить к делу надо по-хозяйски.

— Общеизвестен принцип: кадры решают все. Какие подходы применяете вы при выдвижении людей на руководящие должности?

— Встречаясь со специалистами различного уровня, я, конечно же, постоянно изучаю их деловые качества, оцениваю возможность продвижения по служебной лестнице. Думаю, что со специалистов надо не только требовать, но и создавать им условия для раскрытия своего потенциала. Тогда кадры, как говорится, быстро созревают. Назову несколько конкретных фамилий. Например, Илья Шитько был руководителем хозяйства в Узденском районе. Мы заметили его деловые качества и назначили начальником Столбцовского райсельхозпрода. Или возьмем Юрия Горлова. Он работал у нас, в облсельхозпроде. Проявил себя с наилучшей стороны. И возглавил райсельхозпрод в Узде. Скажу честно, даже жалко было отдавать такого специалиста, но я понимал, что ему надо расти. Недавно Несвижский райсельхозпрод возглавил Иван Крупко. О нем можно сказать, что молод, но не зелен.

— Сейчас разрабатывается новая программа развития агропромышленного комплекса на 2011—2015 годы. Думаю, что с ее проектом вы уже знакомы. Как вы думаете, что должно стать главным в развитии сельскохозяйственного производства в следующем пятилетии?

— В этой программе четко прописаны все вопросы развития сельского хозяйства. Но, на мой взгляд, при их реализации первостепенное значение надо придать специализации, концентрации и модернизации. Думаю, что именно эти три кита позволят не просто двинуть вперед сельское хозяйство, но и помогут его организационному и экономическому переустройству.

Беседовал Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Фото Николая ЛЕОНОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter