Три кита «Амкодора»

Финансовый кризис помогает холдингу наращивать экспорт

Финансовый кризис помогает холдингу наращивать экспорт

Уходящий год для крупных промышленных предприятий выдался непростым. Печатные и электронные СМИ не один месяц пестрели заголовками о сокращении рабочей недели, неоплачиваемых отпусках и тревожных настроениях рабочих. Что и говорить: «гиганты» первыми ощутили влияние мирового финансового кризиса – работа на склад, сокращение экспорта, задержка зарплат… Борьба за выживание продолжается и сегодня. К сожалению, универсальное антикризисное лекарство еще не найдено. Маркетинг-директор ОАО «Амкодор» — одного из крупнейших производителей дорожно-строительной, коммунальной, снегоуборочной, лесной, сельскохозяйственной и другой специальной техники в СНГ – Александр НАХАЕНКО рассказал «Р» о перспективных направлениях работы в непростых экономических условиях.

— Александр Владимирович, не секрет, что «тяжеловесам» сегодня непросто: падение спроса отмечается во всем мире, ощущаются валютные колебания, борьба за рынки сбыта идет непростая. В таких условиях многие предприятия функционируют по принципу «не до жиру, быть бы живу». «Амкодор» же выпускает новые машины и медленно, но верно, осваивает новые рынки – это работа на перспективу?

— Действительно, нынешний год оказался не из легких. Особенно остро почувствовалось снижение продаж: в частности, российские производители дорожной техники потеряли почти 80 % спроса. У нас же за 11 месяцев этого года он сократился на 36,5 %. Вместе с тем, несмотря на ряд мер, принимаемых российским правительством для защиты внутреннего рынка, мы не только остались на нем, но и поднялись с 21 % (по результатам 2008-го) до 50 % (по результатам 10 месяцев 2009 года). А эта цифра говорит о том, что медленно, но упорно отодвигаем основных наших конкурентов на российской территории – китайских производителей. Такой ситуации удалось добиться благодаря кропотливой работе по созданию товаропроводящей сети, сохранению запасов по запчастям, сервисных мобильных бригад. Разумеется, приходится нести финансовые издержки, но мы понимаем – это работа на завтра, а не на сегодня.

Делается ставка и на выпуск новой техники: в этом году введен в серийное производство двухтонный универсальный погрузчик «Амкодор-320», который в 2 раза экономнее предыдущей машины по потреблению топлива, более маневренный и компактный. За 10 месяцев продано более 160 единиц, погрузчик популярен не только у нас в стране, но и пользуется спросом в России. Кроме того, Управление главного конструктора завершило разработку интересной и перспективной модели «Амкодор-352С-02» для трамбовки сенажа. До этого наши аграрии использовали пропашной трактор российского производства К-700. Наш агрегат выгодно отличается от своего «коллеги»: вдвое экономит топливо, имеет гидромеханическую коробку передач и по цене дешевле почти в 2 раза. В январе 2010 года мы запустим разработку в серию и, надеемся, освоим широкий рынок сбыта. На завершающей стадии и разработка 8-колесного форвардера для лесозаготовительной отрасли.

Ежегодно предприятие проводит работы по 10—15 новым машинам. Разумеется, получается не все и не сразу. Но, несмотря на кризис, работа ведется: ведь сильным из него выйдет тот, кто в этот период не простыней накрылся, а упорно трудился.

— ОАО «Амкодор» — структура холдингового типа. Помогает ли это переживать экономическую нестабильность?

— Руководство предприятия определило три основных «кита», на которых держится холдинг в условиях финансового кризиса. Прежде всего это качество. Техника может быть по стоимости дороже или дешевле, с кондиционером или без него, но она должна быть качественной. Вторая основа – маркетинг. Сегодня все знают: мало просто произвести, куда сложнее реализовать продукцию. Главная задача – чтобы покупатель стал нашим сторонником, добрым клиентом, который бы приходил снова и приводил с собой партнеров. В кризисе мы нашли и определенные положительные моменты. В частности, он показал: нельзя работать только на один рынок. До этого основным нашим покупателем была Россия. Однако заводы просто физически не справлялись с объемами, работали исключительно по предоплате. А когда случился кризис и российский рынок «рухнул», ощутили проблемы и мы. Поэтому более усиленно начали искать и осваивать новые регионы для сбыта: Индию, страны Латинской Америки, Африки. Третий «кит» — производство новых моделей, которые имеют современный дизайн и могут конкурировать с мировыми производителями, организация сборочных производств за пределами страны. На ближайшее время ОАО «Амкодор» планирует наладить производство своих машин в России, Индии и Литве.

— Александр Владимирович, тогда назовите эти конкурентные преимущества амкодоровской техники перед другой. Почему есть спрос на вашу продукцию на внешних рынках?

— В странах Латинской Америки, Азии и Африки нам «помогает», как это ни странно, финансовый кризис. Ведь что прежде всего ищет наш покупатель? При сохранении объемов работ ему необходимо снизить затраты на покупку новой техники или комплектующих. «Амкодор» в этом плане предлагает качественную технику по ряду наименований вдвое дешевле, чем мировые производители. Кроме того, мы заботимся и о гарантийном обслуживании машин.

— На что сделаете акцент в будущем году?

— На экспорт. Рассчитываем увеличить продажи в России, Украине, Казахстане, Узбекистане и Индии. Именно в этом направлении будем усиленно работать. В этом году у нас существенно упали продажи в первых двух странах, а потому в будущем их нужно наверстать. 

----------------------------------

Цифры и факты:

— Ежегодно предприятиями ОАО «Амкодор» выпускается около 4000 единиц специальной техники, которая эксплуатируется более чем в 30 странах мира.

— За 11 месяцев этого года на ОАО «Амкодор» выпущено товарной продукции на сумму 322 млрд. рублей. Удельный вес новой продукции в общем объеме производства составил около 40 %. Несмотря на сложный финансовый год, предприятие работает прибыльно: положительное внешнеторговое сальдо составило $ 3,5 миллиона. Темп роста экспорта в страны дальнего зарубежья по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составил 209,5 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter