Лельчицкий район отмечает 80-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков

Три глотка счастья

23 января 1944 года регулярные части Красной армии вместе с партизанами заняли Лельчицы

Не осталось ни одной деревни в Лельчицком районе, где не были бы сожжены или разрушены дома. Недаром эту землю историки называют «полесской Хатынью». Выдавить отсюда нацистов пытались трижды. Удивительно, но советскую власть возвращали в Лельчицы и в 1941, и в 1942 годах. Окончательно изгнать оккупантов удалось только 23 января 1944-го. За это время полесская глубинка пережила ужас.

Булка хлеба на вагон

У людей не было времени, чтобы осознать, какая беда идет на их родные земли. Жительница Лельчиц Нелли Тишкевич, бывшая малолетняя узница концлагеря, вспоминает, что самолеты прилетели в первые же сутки войны:

— Папа на рыбалку ранним утром пошел, а мы, трое детей и мама, дома остались. Страшный гул был, бомбы с самолетов падали на окраине Лельчиц. Мама нас в охапку и к реке — искать нашего защитника. А отец уже сам бежал нам навстречу.

Он ушел на фронт, а в Лельчицы вступили оккупанты. Нелли Николаевна помнит, как сжигали заживо соседей в их домах. В ее глазах навсегда застыла картина: виселица с тремя трупами возле чьей-то разоренной хаты. Женщина все еще ощущает холод сугробов, в которых пришлось прятаться от оккупантов. Ее семья пыталась схорониться в лесу, но полицаи сдавали немцам беглецов.

— Согнали в Мозырь за колючую проволоку, а потом в Германию, — вспоминает собеседница. — Погрузили в товарные вагоны. Приоткроют чуть двери и в щель бросают одну на всех булку хлеба, а иногда соленую кильку. Воды не давали. На полустанке сестра моя сумела выскочить и рванула к какому-то чану с водой — так пить хотела. Немец ее догнал и начал топить: держит под водой ее голову, а потом вытягивает. Чуть не удавил.

В плену они оставались до конца войны. Маму заставляли работать на производстве, девочек — в солдатских столовых. Почти 1800 жителей района тогда были угнаны на принудительные работы. Нелли Тишкевич находит в себе мужество снова и снова вспоминать те страшные события, рассказывая о войне современным школьникам. Память о пережитом мирными жителями, о подвигах, тех, кто сражался за свою землю, не должна исчезнуть.

В Лельчицкой средней школе № 1 это понимают очень хорошо. В музейной комнате боевой славы всегда много посетителей, есть и свои опытные неравнодушные экскурсоводы из числа учеников. Диана Гриб и Евгения Вага знакомят нас с экспозицией, посвященной местным подпольщикам.

Учащиеся Лельчицкой СШ № 1 — экскурсоводы музейной комнаты Евгения Вага и Диана Гриб.

— Членами первой патриотической комсомольско-молодежной организации были в основном участники кружка самодеятельности. Возглавляли ее директор районного Дома культуры Николай Кудин и главный агроном Лельчицкой МТС Михаил Чечко, — рассказывает Диана. — Собирались подпольщики в РДК, планы обсуждали между репетициями.

Они собрали самодельную печатную машину для листовок, снабжали едой партизан, препятствовали нацистам в угоне молодежи на принудительные работы в Германию, освобождали арестованных из местной тюрьмы, помогали евреям, мешали сбору налогов для оккупантов.

— Подпольная организация раскрыта 15 мая 1942 года, 
— продолжает грустный рассказ Евгения Вага. — Кудина и Чечко расстреляли первыми, остальных убили позже, причем вместе с членами семей. Всего около 80 человек. На месте расстрела в 1986-м установлен памятник. Члены нашего волонтерского отряда «Доброе сердце» ухаживают за мемориалом.

Бандеровцы и немцы были заодно

С карательными операциями и ужасающими своей жестокостью казнями нацисты не тянули. Уже 4 сентября 1941 года на окраине Лельчиц казнено 800  евреев — как местных, так и бежавших сюда из Турова.

За время оккупации района нацисты уничтожили 74 сельских населенных пункта. Агрогородки Милошевичи, Глушковичи, Приболовичи и Тонеж называют сестрами Хатыни, их сжигали вместе с жителями. Еще одна горькая цифра: из 7314 дворов уцелело только девять. От некоторых сведений из материалов уголовного дела о геноциде белорусского народа, которые приводит прокурор Лельчицкого района Дмитрий Новик, волосы на голове шевелятся:

— Под Лельчицами в лесу полицаи нашли прятавшуюся еврейскую девушку. Ее изнасиловали и выкололи глаза. В июле 1943 года в деревне Старый Фольварк каратели поймали гражданку Варвару Лисинскую, привязали ее к дереву волосами, сняли с нее часть кожи, выкололи глаза, а уже потом закололи штыками. В Буйновичах немцы схватили пятерых детей гражданки Фицнер, троих расстреляли. А маленьких близнецов Аню и Федю взяли за ножки и несколько раз ударили головами о дерево. Хоронить не разрешили, собаки растерзали их трупы.

Прошло больше 80 лет, но все еще появляются новые сведения о фактах злодеяний нацистов. В 2023-м от местного жителя (он услышал об этом от отца) поступила информация: около деревни Глушковичи были расстреляны евреи. Сведения удалось подтвердить благодаря материалам Зонального государственного архива Мозыря. Действительно, в Глушковичи прибыли жандармы и арестовали девять местных жителей еврейской национальности. Увезли на старую пограничную заставу вблизи деревни и расстреляли.

Недавно поступившие из Российского государственного военного архива сведения содержат протокол допроса командира 10-го полицейского полка Эрнста Эдмунда Келлера. По его приказу в 1943 году сожжена деревня Буйновичи. «Борьбой с партизанами Ковпака и Сабурова» нацистский аристократ объяснил свои злодеяния. 20 июля 1943-го его полк столкнулся с лесными мстителями и потерял пять солдат убитыми и десять ранеными. За это оккупанты сожгли деревню.
— Есть в протоколе допроса еще одна небезынтересная фраза, — обращает внимание Дмит­рий Новик. — Келлер, офицер высокого ранга, упоминает, что имелось соглашение между Германией и бандеровцами о совместной борьбе против Красной армии.
О ключевых сражениях в районе рассказывает директор Лельчицкого районного краеведческого музея Екатерина Липская.

Непростой путь к освобождению

Партизанские отряды боролись с оккупантами с первых дней и до окончательного изгнания врага с родных земель. Уже 9 сентября 1941 года Лельчицкий партизанский отряд восстановил в райцентре советскую власть. Правда, ненадолго. Второе освобождение Лельчиц совершили в 1942-м знаменитые партизаны Сидора Ковпака. Вражеский гарнизон из 600 человек был окружен в Лельчицах и уничтожен в ходе ожесточенного боя. Немецкое подкрепление со стороны Житомира — бронемашины и 300 человек пехоты — было разбито.

Но и на этот раз свобода про­длилась недолго. Окончательно выгнать нацистов с Лельчицкой земли удалось только в начале 1944 года. Директор Лельчицкого районного краеведческого музея Екатерина Липская подводит нас к карте, отражающей ход освобождения района. Красная армия уверенно продвигалась сюда, но и партизаны не ослабляли сопротивление.


— 8 января 1944 года, когда уже стартовала Калинковичско-Мозырская операция, отряд имени Суворова на большаке Буйновичи — Острожанка взорвал танк противника с шестью немцами, в урочище Радомское — машину с десятью нацистами, — приводит примеры Екатерина Викторовна. — После взятия Мозыря 14 января штаб Лельчицкой партизанской бригады послал представителей в 14-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию для установления связи с воинскими частями и передачи точных разведданных о противнике.

23 января 1944-го части 14-й гвардейской кавалерийской дивизии и 117-й стрелковый полк 23-й стрелковой дивизии совместно с партизанами заняли Лельчицы. Но это был только райцентр. Кровопролитные схватки за отдельные деревни продолжались еще несколько недель, полностью освободить Лельчицкий район удалось весной.

valchenko@sb.by

Фото газеты «Светлае жыццё».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter