Три главные новации учебного года

Первая школьная четверть уже на носу. Идут последние приготовления...

Первая школьная четверть уже на носу. Идут последние приготовления: проводятся педсоветы, составляются расписания занятий — и все это с учетом нововведений, а их в этом году немало. В старшие классы вернулось изучение ряда предметов на повышенном уровне. Стал реальностью третий урок физкультуры в неделю, за что давно ратовало Министерство спорта. Увеличивается зарплата учителей, но одновременно вырастает и нагрузка на них — с 18 до 20 часов в неделю. Как идет переход на новые рельсы? Тонкости процесса мы узнали в минских школах.


Профили: двумя руками «за»


К 1 сентября в минской школе № 7 уже давно все готово. Нагрузка на учителей с учетом новых требований была распределена заранее, она составит не менее 20 часов на каждого педагога: сюда входят часы учебных, факультативных занятий и организационно–воспитательной работы. Надо сказать, что у школы богатые традиции: более двадцати лет учащиеся имели возможность изучать немецкий язык на углубленном уровне. «Наши выпускники ежегодно поступали в лингвистический университет, в БГУ на факультет германо–романских языков, в БГПУ имени М.Танка, некоторые сами стали учителями иностранного», — директор школы № 7 Наталья Боровик подчеркивает, что опыт по работе в профильных классах тут накоплен огромный. Есть великолепный коллектив, хорошая материальная база. Вполне закономерно, что тут появится 10–й класс филологического направления, с изучением немецкого и русского языков на повышенном уровне (предусмотрен дополнительный час иностранного). Занятия будут проходить в группах по 6 — 8 человек.


Всего в минских школах организовано 94 десятых профильных класса, треть от общего количества. Например, филологию выбрали 73–я, 34–я, 64–я, 190–я школы, историю и обществоведение — 137–я и 148–я, химию и биологию — 196–я, физику и математику — 84–я, 16–я, 19–я, 187–я. Но в нескольких районах у десятиклассников так и не появилась возможность углубленно изучать нужный предмет. Что, в общем, объяснимо: требования к материальной базе и кадрам при открытии классов с изучением предмета на повышенном уровне тоже высокие. Например, учитель второй категории не сможет вести там уроки. Поэтому, наверное, в первых рядах и оказались школы, когда–то бывшие специализированными и бережно сохранявшие свои наработки.


Заслуженный учитель Беларуси математик Александр Фельдман уверен, что ликвидация профильного обучения в школах в свое время была ошибкой. В школе № 19, где он преподает, с 1974 года все классы от 8–го и старше были с углубленным изучением математики. Причем в одном классе более слабых учащихся не собирали, считали: пусть лучше в каждом будет несколько менее успевающих. И это себя оправдывало, у таких детей появлялась мотивация. Последний «математический» выпуск состоялся в 2005 году. «Сейчас добавили один час математики в неделю. Но и этого, полагаю, маловато, учитывая, что экзамен нужно будет сдавать не на базовом уровне, а на повышенном, а там требования серьезные. До 2005–го в профильном 10–м классе было 8 уроков математики, в 11–м — 9. Сейчас физики будет четыре часа (вместо двух), математики — пять», — Александр Маркович исходя из своего огромного опыта работы считает, что в пятидневной школьной неделе должно быть шесть уроков математики, причем в один день — сдвоенный, для письменных работ, и один урок в субботу. А заместитель директора по учебной работе школы № 19, учитель математики и физики Нина Плесовская просит не забывать, что математика — это алгебра и геометрия. Часов по геометрии всего два. Если раньше, когда сдавали устный экзамен, дети умели доказывать теоремы, то сейчас учителю приходится выбирать: решать задачи или отрабатывать доказательства. «А как же математическая речь, логические рассуждения? Все должно быть в системе. Часов на геометрию не хватает. Благо есть факультативные занятия. Но они после уроков, дети устали, работоспособность уже не та. Мы надеемся, что в дальнейшем количество часов математики еще увеличат. Кроме того, было бы хорошо ввести углубленное изучение с 8–го класса, тогда к 10–му учащиеся могли бы более четко определиться с будущим выбором», — Нина Митрофановна с гордостью рассказывает, что большинство выпускников их школы без проблем поступают в технические вузы, становятся инженерами, врачами, учителями. Кстати, три учителя математики в школе № 19 — здешние выпускники. Да и нынешние ученики уходить отсюда не спешат. Многие вчерашние девятиклассники поступили в лицеи БГУ и БНТУ, но 75 процентов решили продолжить учебу в альма–матер, причем большинство выбрало именно физико–математические классы, которых два. Создан и обычный, общеобразовательный, дающий возможность посещать УПК и приобрести профессию повара, медсестры, автослесаря и пр.


Отбор в классы с изучением предмета на повышенном уровне — по успеваемости. Но учителя отмечают, что при подаче заявлений школьники объективно оценивают свои способности, поэтому сомнений по поводу тех, кто выбрал физико–математический класс, нет. Кстати, родители тоже ориентируют детей на углубленное обучение. Ведь ученик, как спортсмен: чем выше планка, тем он выше прыгнет. «Школа должна дать все, на что способна. Подготовить в вуз, научить учиться», — Александр Фельдман убежден, что, если этого не сделать вовремя, пробел потом восполнить будет нереально.


Зарплата учителя: задача со всеми известными


С 1 сентября учительская ставка «подорожала» на 25 процентов. Узнать, как же увеличилась почасовая оплата, поможет простая задача. Допустим, один час стоит 100 рублей, а 18 часов — 1.800 рублей. Повышение на четверть дало бы 2.250 рублей. Сейчас эту сумму нужно заработать не за 18, а за 20 часов. Деление на 20 дает 112,5. Следовательно, один час работы стал оцениваться на 12,5 процента больше. Всего повышение, по оценкам специалистов, коснется 100 тысяч человек. На днях вице–премьер Анатолий Тозик высказался на эту тему так: «Мы смогли повысить заработную плату — немного, но повысили. Я полагаю, что до конца этого года мы еще что–то сумеем сделать».


Подвижки необходимы, ведь известно, что в реальности учитель занят гораздо больше, чем считается официально. В школе № 19 привели такие примеры. Чтобы отработать 20 часов в неделю, педагог должен взять 5 классов, обучить математике 125 человек. Хотя в 10–м классе учитель должен смотреть тетрадь не менее одного раза в месяц, на практике дети каждую неделю пишут контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., проверка которых отнимает 10 — 12 часов. В пятом классе тетрадь положено проверять раз в неделю, на деле же это происходит каждый день: если пятикласснику не исправить ошибку сразу, он будет ее допускать систематически. И педагоги по призванию готовы тратить свое время без оглядки на регламент. Например, Александр Маркович Фельдман каждый день с 7.30, перед занятиями, разбирает проблемы, которые возникли при подготовке домашнего задания.


К слову, уже звучат мнения, что нагрузку неплохо было бы дифференцировать — ведь у учителей русского, белорусского, физики, математики, химии она объективно выше, чем у тех, кто преподает трудовое обучение, изобразительное искусство, музыку, физическую культуру и здоровье. Безусловно, учесть все нюансы в одночасье невозможно. Однако нынешние перемены вполне могут стать отправной точкой, чтобы качество образования вышло на принципиально новый уровень и в конечном счете были подготовлены высококлассные специалисты.


Уроки физкультуры: плюс один


Здесь все просто. Третий урок физкультуры, который появится в расписании, поможет детям, которых не оторвать от компьютера и игр в телефоне, сохранить здоровье. Подсчитано, что объем достаточной физической нагрузки у школьников снизился как минимум на 15 процентов. Еще в конце 80–х на базе копыльской школы № 2 проводилось исследование: урок физкультуры сделали ежедневным и через какое–то время проанализировали, что это дало. Оказалось, принимавшие участие в эксперименте дети явно превосходили и по индексу здоровья, и по продуктивности умственной деятельности обычных учеников. Теперь в этом предстоит убедиться всем школьникам.

 

Советская Белоруссия №160 (24297). Среда, 28 августа 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter