Три этапа, три составные части борьбы с бюрократом

Необычен не сам мониторинг работы властей с населением, а его итоги

В том, что власть активно расширяет рамки диалога с человеком, нет никакого популизма и чрезвычайщины

Популизм в чистейшем его виде – это когда кто-то кому-то прямо завтра обещает небо в алмазах, а через полчаса о сказанном забывает. Чрезвычайщина – это когда что-то делается чуть ли не «именем революции» и угрозой немедленного применения высшей меры социальной защиты. А что, спрашивается, чрезвычайного в том, что руководитель государственного органа управления, который минимум раз в месяц принимает граждан в своем учреждении, с этой же целью приехал в областной, районный центр, на предприятие? Тем более что все заинтересованные лица – и сами граждане, и местная власть — об этом заранее оповещены, последние таким образом даже получают возможность в экстренном порядке исправить явные недоработки и прочее.

Не погрешу против истины, если скажу, что систему, при которой диалог между человеком, облеченным властными полномочиями, и рядовым гражданином не только возможен, но и обязателен, Президент страны Александр Лукашенко выстраивает практически с первых дней пребывания на своем посту. Наверное, нетрудно подсчитать, сколько главой государства отдано поручений тем или иным чиновникам или структурам по итогам многочисленных поездок в регионы и общения с их жителями. В том, что они выполнены, можно, при жестком контроле за исполнением, не сомневаться.

Никто не будет спорить и с тем, что организация работы именно с обращениями граждан с каждым годом развивается и совершенствуется, принимаются соответствующие решения и нормативные акты. В стране действует Закон «Об обращениях граждан», вышли указы Президента «О реагировании должностных лиц на критические выступления в государственных средствах массовой информации» и «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», принята серьезнейшая Директива № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», привычным и обыденным для всех нас стало «одно окно» и так далее. Так что мониторинг работы органов местной власти с населением, который проводится в стране по поручению Президента, — это логичное продолжение и развитие всего того, что по линии «власть—человек» уже сделано. Замечу, к слову, что и сам мониторинг не на пустом месте возник. После ряда внезапных и весьма эффективных проверок работы с обращениями граждан, которые проводил глава Администрации Президента Владимир Макей, можно было догадаться, что такого плана работа будет продолжена в более широком и таком же представительном формате.

Словом, необычен не сам мониторинг, а его итоги. Для некоторых районов, их глав они, прямо говоря, удручающи. Пересохшие колодцы, в которых годами нет воды, разливанные моря на деревенских улицах, которые годами не могут осушить, заплесневелые стены годами протекающих квартир, подвалы, полные нечистот, автобусы, которые как хотят, так и ходят… Это и им подобное не просто мелочи, мешающие человеку нормально жить. Это жирный «неуд» местной власти, которая обязана была все это устранить, не дожидаясь управленцев республиканского уровня, прямое подтверждение их профнепригодности. Уведомление о ней, в виде увольнения от должности, понижения классности, выговоров и так далее, по итогам уже первого этапа получили 68 чиновников разного ранга. Цифра эта, если судить по тому, что не все отчеты глав областей о наказании провинившихся приняты на веру в Администрации Президента, не окончательная.

Несомненно, что и итоги третьего этапа мониторинга, которые сейчас анализируются и подводятся, для кого-то из чиновников чреваты большими неприятностями. А как по-другому, если в тех же Столбцах или деревне Мазалово Мстиславского района нет никакой управы на местную службу ЖКХ, если человек, получивший участок для строительства жилья в окрестностях столицы, не может к нему доехать даже на вездеходе… Такие и прочие явления будут, как пообещал глава Администрации Владимир Макей, выжигаться каленым железом, а первый заместитель главы Администрации Наталья Петкевич также прямо сказала, что тем чиновникам, которые реальную работу с людьми подменяют отписками, лучше самим уволиться.

Давайте попытаемся ответить еще на один вопрос, который вполне логично вытекает из всего сказанного. Почему при том, что имеется жестко выстроенная система работы с гражданами и их обращениями, при том, что каждый чиновник и руководитель, начиная от председателя райисполкома, директора предприятия и ниже, обязательно ведет личный прием минимум два раза в месяц, в исполкомах созданы целые отделы по работе с обращениями и исправно функционируют всякого рода «горячие линии», возможна такая волокита и, скажем прямо, наплевательское отношение к нуждам людей? Наверное, потому, что принять человека и принять решение по его обращению – вещи разные. В первом случае – просто вежливый, но часто ни к чему не обязывающий разговор. Во втором – ответственность за принятие решения, его последствия и так далее. Здесь, как мне кажется, и срабатывает инстинкт самосохранения (как бы чего не вышло) и стремление переложить ответственность на кого-то другого.

Сегодняшний чиновник, в отличие от типичных когда-то огурцовых и бываловых, лощен, образован. И умен. Но если ум этот на благое дело не направлен, а логика развития событий прямо об этом говорит, дни его чиновничьей карьеры сочтены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter