Три часа на спасение сердца

Правительство Беларуси предложило ускорить процесс по внедрению в практику отечественного здравоохранения трансплантации сердцаСовсем недавно «Народная газета» рассказала о новом изобретении белорусских кардиохирургов. Чтобы спасти жизнь больного, специалисты помещают его сердце в сетку. Кому же помогает с виду обычная авоська? Тем, для кого пересадка донорского сердца – последняя надежда. А жизнь подобных больных –- сплошная мука. Они задыхаются, страдают отеками, несколько шагов для них – гигантский труд. И речь ведь не о пожилых людях! Такой болезнью в основном страдают молодые в возрасте 28—30 лет.Для некоторых пациентов, сердце которых поместили в сетку, никакая помощь уже не нужна: они теперь радуются жизни. Пересадку органа сегодня ждет, по меньшей мере, сотня тяжелых пациентов. Помочь им может только сердце донора, других шансов у этих больных, увы, ничтожно мало…

Гуманная цель
Почему правительство так торопит медиков? Всеми движет гуманная цель -- спасти пациентов, для которых трансплантация сердца --- последняя надежда. Было бы идеально, если бы государство имело средства отправить этих больных на пересадку сердца за границу. Но одна подобная трансплантация, к примеру, в той же Германии обойдется государственному бюджету в 120 тысяч евро плюс 3 тысячи евро за каждый день пребывания иностранного пациента в реанимации. Если предположить, что больному из Беларуси повезет и за границей удастся подобрать для него донорский орган, то на операцию все равно наша страна сможет отправить только двух (!) тяжелых пациентов, при этом на них уйдет весь годовой бюджет, предусмотренный Минздравом для лечения белорусов за рубежом.
А что же делать с остальными?
Даже в богатой Германии спрос на трансплантацию сердца чрезвычайно высок, при этом лишь каждая 20-я операция из 674 трансплантаций сердца, проведенных в этой стране два года назад, была сделана иностранцу. Здесь, как и во всем мире, большая проблема с донорскими органами.
Только вперед!
Вывод очевиден: именно поэтому правительство Беларуси приняло решение развивать трансплантологию и сердца в том числе.
Еще пятнадцать лет назад, когда академик Георгий Иванович Сидоренко знакомился с опытом кардиохирургии в Польше, ему показали пациентов с пересаженным сердцем. Увидев, как люди после пересадки легко и свободно передвигаются по коридорам клиники, ученый с мировым именем мысленно сокрушался: почему в Беларуси подобных операций не делают?..
Но вскоре, похоже, решение этого вопроса перейдет в практическую плоскость. Специалистам на разработку и реализацию соответствующей программы Советом Министров Республики Беларусь дан срок в полтора года. Однако, судя по всему, первая пересадка пройдет наверняка еще раньше, хотя ни белорусские хирурги, ни здравоохранение в целом никогда не сталкивались с подобной практикой. Главный кардиохирург Минздрава Юрий Островский признал, что белорусским специалистам все-таки будет легче пройти этот путь, поскольку они смогут применить уже наработанный другими странами опыт.
Ученый прав. В истории медицины немало страниц посвящено трансплантации сердца. Начиналась она с пересадки этого органа собаке. И только через шесть десятилетий удалось успешно трансплантировать сердце человеку. Неудач на этом пути тоже было немало. Кардиохирурги, пытавшиеся осуществить пересадку сердца, не сговариваясь, единодушно признали, что пересадить само сердце -- это лишь начало на пути к новой жизни пациента, главное, чтобы организм не отверг чужой орган, что на практике случалось довольно часто и, по сути, сводило на нет все усилия специалистов.
Увидеть завтрашний день
У многих читателей наверняка возникнет вопрос: сколько лет жизни дарит безнадежным больным трансплантация сердца?
-- В течение года после операции -- 90 процентам прооперированных пациентов, в течение пятнадцать лет -- 40 процентам, в истории трансплантологии был даже поставлен своеобразный рекорд -- 26 лет после пересадки сердца, -- рассказывает профессор Юрий Островский. При этом ученый замечает, что речь идет о тех больных, прогноз для которых был самый неутешительный!
Хотя белорусские кардиохирурги будут начинать пересадку сердца не с чистого листа, на их пути уже сегодня немало препятствий. Главное --- дефицит донорских органов. Даже в богатой Германии, впрочем, как и в целом в мире, где трансплантация сердца стала обычной операцией, трудно найти доноров для подобных хирургических вмешательств. Не потому ли в Европе до пересадки сердца не доживает половина тех, кто в ней остро нуждается?
Обо всем этом говорил во время встречи с коллегами в 4-й клинике Минска главный кардиохирург Минздрава Юрий Островский, который познакомил присутствующих с новой программой по трансплантации сердца. Именно в этой больнице в свое время была выполнена первая в Беларуси операция по пересадке почки. А теперь уже только в минувшем году для 40 пациентов с хронической почечной недостаточностью после трансплантации нового органа началась новая жизнь. В этом году планируется пересадить не менее 60 почек. А с 1 октября в 4-й минской клинической больнице открывается первое в Беларуси отделение координации забора органов.
Цена жизни
Сейчас перед специалистами стоит масса сложных вопросов. Они обсуждают не только юридические тонкости трансплантации сердца, экономическую сторону организации новой технологии, но даже говорят об эмоциональном состоянии пациентов. Мировой опыт показывает, что от душевного состояния человека с чужим сердцем, поддержки его родными тоже зависит будущий прогноз.
Предполагается, что поиск доноров на первых порах будут вести только в Минске. Ведь донорское сердце живет вне организма человека только 180 минут. Значит, специалистам и хирургам отведено всего 3 часа на то, чтобы получить орган, доставить его в клинику и провести трансплантацию.
Когда говорят о пересадке сердца, практически всегда речь идет об уровне медицины, престиже страны.
-- В то же время трансплантация сердца -- это еще и нравственный вопрос, -- считает директор РНПЦ «Кардиология» Александр Мрочек. -- Пересадка сердца меняет общество. Люди начинают понимать, что мы можем друг другу помочь даже ценой собственной жизни…


В тему

По расчетам ВОЗ, в Беларуси нужно делать 5 тысяч кардиохирургических операций ежегодно. Но пока в Минске и Гомеле делается их не более 2 тысяч.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter