Три буквы раздора

До того как они появятся в истории болезни, несчастный пациент успевает пережить «личную катастрофу» не единожды. Его бросает в жар и в холод, болит то сердце, то голова, становятся ледяными ладони и стопы, у одного возникает слабость, у другого беспокойство, грозящее превратиться в паническую атаку...

До того как они появятся в истории болезни, несчастный пациент успевает пережить «личную катастрофу» не единожды. Его бросает в жар и в холод, болит то сердце, то голова, становятся ледяными ладони и стопы, у одного возникает слабость, у другого беспокойство, грозящее превратиться в паническую атаку.


Пренеприятное известие о том, что у вас ВСД — вегето–сосудистая дистония, — еще больше подливает масла в огонь. Что за страх такой — дистония? Как с ней жить и бороться? Откуда вдруг она взялась?


И, вообще, не ясно в конечном итоге — вы ее или она вас? Без паники! Жить с ВСД можно, правда, не очень спокойно и весело, но... главное — быть в курсе: исправить такое положение вещей вам под силу.


Симулянт какой–то


Грешным делом, окружающие могут заподозрить вас, мягко говоря, в неискренности. В кулуарах начинают шептаться, что, мол, с работы все отпрашивается, по врачам ходит, а сам ничем не болеет, имея только несерьезное расстройство.


С одной стороны, будут правы, с другой — не правы совсем. Истина в том, что ВСД — не болезнь, а расстройство функции вегетативной нервной системы. Это значит, органических нарушений нет: сердце здоровое, сосуды эластичные, легкие чистые. Не правы осуждающие в том, что, по их мнению, вы только «игру играете» и вообще прикидываетесь «самым тяжелым в мире больным». Потому как все переживаемые вами ощущения не фикция, а самая настоящая правда.


Парадокс? Болезни у вас нет, а состояние такое, что и врагу не пожелаешь. В чем тут дело? Стоит признать: ваша вегетативная нервная система — та, что регулирует сердцебиение, температуру тела, потоотделение, «крепкой мускулатурой» не обладает. Это значит, внезапный стресс, переутомление, смена привычных условий жизни — и вот дистония со всеми ее проявлениями обрушивается, как горная лавина. При этом жалоб у больного не счесть. В серьезной медицинской литературе описывается до 150 (!) разных симптомов этого состояния.


А первые «приметы» ВСД могут появиться еще в детском или подростковом возрасте. Своего пика они достигают в 20 — 40 лет. Причем у женщин синдром встречается в три раза чаще, чем у мужчин. Но вообще, проблема настолько распространена, что около 80 процентов людей в мире имеют в той или иной степени нарушения, связанные с работой вегетатики.


Три пути


Дальше все как в сказке. Потому как ВСД имеет три «дороги» — проявления. По одной пойдешь, коня потеряешь, по второй — саблю сломаешь, ну в общем, куда ни кинь... Называют эти пути — гипотонический, гипертонический и кардиологический типы ВСД.


Пошли по первому? Значит, испытываете слабость, есть пониженное давление, быстрая утомляемость, склонность к головокружению. Гипертонический даст повышенные цифры артериального давления, тревожность, возбудимость, головные боли, покраснение лица. Кардиологический знаменит сердечными перебоями и прочими безрадостными нюансами. Насколько такие состояния обедняют и обкрадывают жизнь, очевидно. Взять, к примеру, факт, что пациенту с ВСД, склонному к обморокам, могут не дать медсправку, допускающую вождение автомобиля.


А сколько, мягко говоря, неприятностей во время наступления криза — пикового появления болезненного состояния. «Стимулом» для него становятся эмоциональные и физические нагрузки, нарушение привычного режима жизни, интоксикации, болевые ощущения и даже смена погоды. Человека охватывает сильное беспокойство, панический страх, подскакивает давление, бьет озноб, — описывает подробности состояния своих пациентов заведующая 1–м терапевтическим отделением 34–й центральной городской поликлиники Лилия Савко. — А случается наоборот: вдруг нападает бессилие и слабость, есть ощущение нехватки воздуха, замирания сердца. Порой симптомы проявлений двух разных типов криза перемешиваются, как компоненты коктейля в шейкере. И от этого еще тяжелее».


Известно, что есть немало врачей, которые говорят о ВСД, как о «неврозе сердца», ведь более всего его атаке подвержена именно сердечно–сосудистая система. Чаще старт дистонии дает психологически травмирующая ситуация, которая тянется долгое время. И если испытать ее не повезло человеку со слабым типом высшей нервной деятельности, то ВСД основательно прописывается в его жизни. Это значит, дистония любит цепляться за тех, у кого высокая внушаемость, неуверенность в себе, тревожность. Как правило, эти черты заметны уже в детстве, когда ребенок плохо переносит физические нагрузки, он эмоционален и впечатлителен.


Все по–новому


Надо сказать, что прежде чем поставить диагноз ВСД, доктор вас изрядно «помучает». Придется пройти различные обследования, чтобы исключить такие тяжелые диагнозы, как мерцательная аритмия, язвенная болезнь желудка, анемия — те заболевания, которые могут быть причиной плохого самочувствия. Убедились, что органической патологии у вас нет, значит, это ВСД.


И вот пациент начинает просить: доктор, дайте мне скорее таблетку, болеть некогда, работать надо. Но с ВСД этот номер не пройдет. Волшебного снадобья вам никто не предложит, потому как нет его ни в природе, ни в фармакологии.


К вопросу борьбы с дистонией придется подступать серьезно и со всех сторон. Вооружась щитом терпения, захватив стрелы уверенности, начинайте осаду коварного синдрома. Конечно, подспорьем здесь станут медикаменты. Какие именно, решает врач. Одному пациенту нужны успокоительные, и начинают здесь, как правило, с самых легких — настойки боярышника, пиона, валерианы, другим — бодрящие — элеутерококка, женьшеня.


В тяжелых случаях порой не обойтись без лечения противотревожными препаратами и антидепрессантами. А вот за ними — к психотерапевту. При диагнозе ВСД — этот доктор для вас самый главный, потому что доказано: причина этой проблемы в низком пороге стрессоустойчивости и «нежности» нервной системы. Сделать этот порог повыше и покрепче — главная цель.


«Все помним фразу: в здоровом теле здоровый дух. Может, несколько затерто и старомодно, зато правдиво. А потому при диагнозе ВСД физическая нагрузка — нужна как воздух. Но не изнуряющие тренировки до седьмого пота, а посильные и по возможности приятные занятия, — дает рекомендации Лилия Савко. — Идеальны в таком случае плавание, пилатес, аквааэробика, стретчинг, велопрогулки. Не стоит играть в командные виды спорта, где все настроены на конкуренцию, на победу. Это не для вас. В общем, занятия спортом — только в удовольствие. А еще не отказывайте себе в приятной и полезной процедуре массажа — общеукрепляющего, тонизирующего, лечебного».


Дальше по программе — водные процедуры. Этот пункт никак нельзя исключить. Вода великолепно снимает стресс, успокаивает, расслабляет. Так наслаждайтесь по полной контрастным душем, ароматическими ваннами, гидромассажем. Теперь акцент на питание. Выбирайте оптимальное соотношение между «полезно» и «вкусно». И ничего нового сказать, пожалуй, нельзя. Три главных принципа остаются в силе: рационально, разнообразно, дробно.


Наконец, самое главное — работа с психотерапевтом. Только не обижайтесь, если лечащий доктор, посоветует вам пообщаться с этим специалистом. Не стоит расценивать это как заключение, что «с головой у вас не все в порядке». С тяжелой патологией работает психиатр, психотерапевт же лечит депрессии, неврозы, тревожные состояния. И вот тут человеку с ВСД есть над чем поработать.


В зарубежных странах личный психотерапевт — признак не слабости характера, а «продвинутости» — возможности не по–дилетантски грамотно решить свои проблемы. Психотерапевт определит сильные и слабые стороны вашей личности, выяснит проблему и назначит терапию. Главное — не опускать руки, ведь дистония очень не любит настойчивых и целеустремленных, поскорее убегая к ленивым и изнеженным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter