Заместитель директора по учебной работе Александр Штукарь и ученик 10-го класса Иван Ткач с созданным ими Wi-Fi-автомобилем с камерой.
— Нам выдали в двух шагах от школы арендную двухкомнатную квартиру с ремонтом, правда, без мебели. Ее пришлось покупать в кредит для молодого специалиста, — говорит Александр. — Поначалу работал учителем информатики, а через два года предложили должность завуча. Неплохой карьерный рост. И коллектив хороший.
В школе 87 учеников и 15 воспитанников детского сада, 19 педагогических работников и 2 воспитателя. Прямо экипаж корабля. Классы разные по наполняемости — от 4 до 13 человек. Молодая семья уже демонстрирует креативность. Ученик из кружка по робототехнике, который ведет Александр, выиграл районный робототехнический турнир. За это школе подарили ноутбук. Ученица Татьяны заняла второе место на районном конкурсе с краеведческим проектом — виртуальная экскурсия по малой родине (Радуше). Работа в сельской школе имеет свои плюсы, уверяет Татьяна:
— Здесь есть возможность поработать с каждым ребенком. Для педагога это тяжелее, но интереснее. Мы все в более тесном взаимодействии, чем учителя и ученики в городских школах. Наши дети проводят в школе очень много времени, мы же ведем кружки.
Из минусов сельской жизни горожане называют: отсутствие тусовочных мест и больших магазинов. Первый минус, признаются, не так актуален в век интернета. Второй исчез после покупки автомобиля. Теперь отправляются на еженедельный шопинг в Жлобин. В будущем, уверяют педагоги, хотят развиваться в профессии.
— У нас тут та же учеба, категории, но мне кажется, что больше возможностей для развития, чем в городе, — говорит Александр. — Меня спрашивают: «Если появятся собственные дети, то уедете?» Зачем? Детский сад и школа — через дорогу, учителей всех знаю, экология хорошая, арендное жилье недорогое. Пока плюсов больше в деревне.
Учитель истории Татьяна Штукарь и ученицы 7-го класса Елизавета Матюшева и Карина Гатовка.
ПРОЦЕНТ закрепления молодых специалистов в сфере образования в некоторых районах Гомельщины достигает 92. В этом учебном году в системе образования региона приступили к работе 843 выпускника педагогических специальностей. Для молодых специалистов предусмотрены бонусы: ежемесячные надбавки к зарплате от 10 до 50 процентов, частичная компенсация затрат на аренду жилья и проезд, оказание материальной помощи.
Кстати, 155 учителей получили образование на условиях целевой подготовки. Основные факторы — все-таки жилье и зарплата, практически оценивает процесс закрепления директор Радушского детского сада — средней школы Елена Дроздова:
— У нас постоянно ведется работа с целевыми направлениями на обучение. Однако все те, кто приходят на отработку, должны видеть два, даже три важных плюса — зарплата не ниже городской, нормальное временное жилье и возможность построить недорогое собственное. К этому мы обязаны стремиться.
За последние 5 лет на Гомельщине среднеобластной показатель закрепляемости молодых специалистов на своих рабочих местах вырос с 55 до 70 процентов. Наилучших результатов добились в Жлобинском, Кормянском и Чечерском районах, где 80 процентов молодежи не спешат после отработки искать другие перспективы.
Небольшие расстояния и развитие агрогородков делают грань между городом и деревней все менее резкой. Возможно, скоро жизнь в глубинке станет среди молодежи своего рода трендом.
СПРАВКА «СГ»
Молодым специалистам, приступившим к работе в школах и детских садах Гомельской области и части Могилевской в зонах с правом на отселение и последующего отселения (на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС), полагается единовременная выплата 200 базовых величин (5100 рублей).
galkovsky@sb.by