Трезвый расчет

В качестве одной из оппозиционных агиток стало утверждение, что госбюджет - "пьяный".
В качестве одной из оппозиционных агиток стало утверждение, что госбюджет - "пьяный". В том смысле, что львиную долю доходов казне обеспечивают производство и оборот алкоголя. Статистика этот тезис не подтверждает. Замминистра по налогам и сборам Василий Каменко рассказал мне, что спиртное дает только около половины всех акцизов - это приблизительно 3,5 процента бюджетных поступлений. А вот с тем, что крепкие напитки - продукт весьма налогоемкий, собеседник соглашается. Любители "беленькой" даже не подозревают, что себестоимость ее - сущие копейки, а 85 процентов заплаченных в магазине денег идет в доход государства. А коль так, то и внимание к прибыльной жидкости особое. Не случайно ведь в свое время установили государственную монополию на ее производство. Этого оказалось мало, и для окончательного наведения порядка на "пьяном" рынке недавно Президент подписал "тридцатый" декрет. Виноделы и "водочники" запаниковали.

И с первого взгляда может показаться, что было от чего.

В сущности, новый порядок ломал схемы, по которым не один год работало большинство винно-водочных предприятий. Жалобы посыпались во все инстанции - от отраслевых министерств до парламента. Но со временем становится ясно, что производство алкоголя не рухнуло. Что, собственно, и неудивительно для столь высоколиквидного товара.

Больше всего производителей испугал запрет на работу по давальческой схеме. То есть когда предприятие самостоятельно сырье не покупает, а оказывает услугу по его переработке, получая за это часть готовой продукции. Доводы логичны: собственных оборотных средств - мизер, сырье купить не на что, а значит, и работать нет никакой возможности. Справедливости ради заметим, что давальческая схема для многих предприятий в свое время действительно была той спасительной соломинкой, которая позволяла остаться на плаву. Но вечно за нее держаться вряд ли целесообразно. Все-таки нужно искать и находить свой стиль работы, а не забывать навыки поиска как сырья, так и потребителя.

Тем более что в давальческой схеме зачастую скрывались серьезные нарушения. Василий Каменко говорит, например, о существенных ценовых искажениях. Это выяснилось после проверки одной из азербайджанских фирм, поставляющих в страну коньячный спирт. Итог - немалые штрафы. Или еще один пример: крупная российская фирма поставляла для переработки зерно на спиртзавод в Климовичи. По документам полученная в итоге продукция должна была продаваться в России, однако реально алкоголь реализовывался в нашей стране. Налоги в итоге не уплачивались, и казна несла убытки. В этих и многих других подобных примерах достаточно непросто определить четкую грань, где заканчиваются нарушения финансовой дисциплины и производственные просчеты и начинаются умышленные махинации с корыстной мотивацией. А посему новый порядок работы видится вполне логичным: и интересы государства позволяет блюсти, и производителя ограждает от соблазна поиграть в чересчур азартные игры.

Значительное ограничение неденежных расчетов при торговле алкоголем и требование осуществлять их только через счета участников сделки без посредников, пожалуй, дают тот же эффект. Здесь, по словам Василия Каменко, "тумана" тоже хватало. Отправит завод водку в торговлю - налоги начисляются сразу и их нужно платить. А где деньги взять, если магазин не спешит рассчитываться? Тоже, говорит, нечем. Хотя, если рассудить по-житейски, торговля без денег - это что-то совсем непонятное. Я, например, когда в магазин иду, не газетами рассчитываюсь, а родными расчетными билетами Национального банка. Они что, из кассы испаряются? "Начинаем разбираться, - говорит Василий Каменко. - Оказывается, магазин переуступил долг какой-нибудь фирме, та другой, третьей... Можете представить, сколько приходится потратить времени и сил, пока дойдешь до конца цепочки и найдешь деньги производителя, а с ними и казенные. Тот же Климовичский водочный завод сегодня имеет более 50 млрд. долгов по платежам в бюджет. Это чуть ли не вся задолженность Могилевской области".

Роптали производители и на изменение порядка лицензирования производства алкоголя. Раньше этим занимались Минсельхозпрод и концерн "Белгоспищепром", которым производители спиртного и подчинены. А теперь риторический вопрос: будут ли такие надзорные органы жестко и принципиально требовать соответствия продукции ГОСТам, другим лицензионным требованиям от предприятий, на которых "завязан" валовой результат работы отрасли? По словам Василия Каменко, в минувшем году Министерство по налогам и сборам направило в Минсельхозпрод, "Белгоспищепром", исполнительным органам власти более 2.000 представлений об отзыве или приостановлении действия лицензий на производство и реализацию алкоголя. Исполнены единицы, да и те на непродолжительное время. Зато с виду мы вроде как можем гордиться небывалым развитием производства спирта. В советские времена потребности Беларуси в нем закрывали 4 завода. Сегодня их 77. Однако в большинстве своем это почти кустарные производства. Что-то среднее между мини-спиртзаводом и самогонным макси-аппаратом. "Есть такие заводы, на которых выход спирта настолько мизерный, что выгоднее было бы продать сырье, не перерабатывая", - говорит Василий Каменко. Правда, при таком раскладе трудно избавиться от мысли, что картина производства рисуется лишь на бумаге, а спирт течет куда-то неучтенный.

Теперь лицензии на выпуск спирта и прочих алкогольных продуктов будет выдавать Госстандарт. Орган независимый и, надо думать, поэтому принципиальный. Для соблюдения технологии производства, а следовательно, и качества товара это лишь на пользу. Ну а что перемены, о которых было рассказано, значат для отечественной алкогольной индустрии в целом? Вроде ничего катастрофического не произошло. Что водки, что коньяков, что вин на витринах магазинов по-прежнему в изобилии. О нормальной работе отрасли свидетельствуют и данные налоговых служб. Василий Каменко утверждает, что практически по всем товарным позициям в сравнении с прошлым годом спада производства нет. А по некоторым отмечен рост. Так из-за чего сыр-бор? Может, из-за того, что декрет наступил не на корпоративные интересы отрасли, а на чьи-то личные?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter