Трезвый день календаря

В феврале во многих городах прошли необычные антиалкогольные акции — дни трезвости...

В феврале во многих городах прошли необычные антиалкогольные акции — дни трезвости. Суть их — в однодневных мораториях на продажу спиртных напитков. По задумке инициаторов (городских властей, правоохранительных органов) «трезвые» мероприятия должны помочь в решении проблемы бытового пьянства, сделать наши улицы безопаснее. Но насколько оправданны запретительные методы достижения вполне благородных целей? Не перегнули ли организаторы дней трезвости палку? Какими должны быть профилактические антиалкогольные меры в реалиях XXI века? Над этими вопросами размышляют и авторы «Спор–площадки». Скептик считает дни трезвости бесперспективными и слишком примитивными попытками одним махом решить сложнейшую проблему. Сторонник же «трезвых дней календаря» уверен, что милиции и исполкомам следует продолжать в том же духе и совершенствовать неординарные акции. Любопытно было бы узнать и мнение читателей «СБ». Вы «за» или «против»?


Против


Запретная «горькая» — всегда сладка


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, антипуританин:


— Подозреваю, ты скажешь, что если государство начало бороться за нравственность радикальными методами, то останавливаться нельзя! Разовью эту мысль. Вот, например, есть у некоторых такой порок: склонность к супружеской измене. Эта язва рушит тысячи семей. Как же, Роман, нам искоренить сексуальное зло? Давай–ка инициируем день супружеской верности, возьмем под строгий контроль всех, у кого жена или муж уехали в командировку, к свекрови, к теще. Для надежности под колпак загоним всех — и добропорядочных, и тех, кто уже был замечен в походах «налево». Лес рубят — щепки летят! Заставим временно холостых граждан предъявить алиби, нагрянем в квартиры с целью профилактики нелегальных связей. Представляешь, возвращается потом муж из командировки, открывает шкаф, а там... Рубашки, пиджаки! Будь уверен, товарищ: кривая промискуитетов (т.е. беспорядочных половых связей) в день гуманитарной акции резко упадет вниз.


Или вот еще некоторые недопонимают, что нужно деток своих любить, по головкам гладить, игрушки дарить. Не беда! Республиканский месячник любви к детям ситуацию исправит: обяжем родителей отчитываться в профкомах за подарки ребятишкам, поощрим самых нежных матерей и суперзаботливых отцов — рекордсменов по выдаче малышам конфет.


Что, Роман, улыбаешься так недоверчиво? Дискредитировать излишним рвением можно даже самое благое дело. Обидно, когда людям не доверяют, всех подозревают в тайных пороках и априори стригут под одну гребенку. Зачем принуждать к норме? Трезвость — нормальное явление, подавляющее большинство из нас вполне трезвое. Или уже нет? Ну–ка дыхни!


Честное слово: если бы не знал, что минский день трезвости проходил под эгидой милицейской профилактической акции «ДоброБыт», подумал бы, что магазины проводят новую маркетинговую политику, хитроумно планируют продажи и стимулируют потребительский спрос. А что? Рекламой жалких скидок и липовых «обвалов цен» уже никого не проведешь. А тут — создали искусственный ажиотаж, предупредили о моратории на продажу пива и водки и покупатель клюнул. Даже малопьющие накануне дней трезвости затариваются про запас, а уж как на следующий день люди «отрываются»! А представь, Роман, как государство и торговля могут выгадать, если объявят день борьбы с белой смертью (запрет на сбыт сахара и соли), день без беляшей (мучное — вредно!) или акцию «Купляйце ТОЛЬКI беларускае!» (временная приостановка продажи всего импортного). Не дай Бог, конечно...


Иронизирую, потому что не могу понять, каких целей достигают дни трезвости? На интернет–форумах взял на карандаш множество резонных замечаний. Люди жалуются на вмешательство в личную жизнь (у многих сорвался романтический ужин со свечами и шампанским), указывают на случаи уличной спекуляции водкой, латентное пьянство в барах и... метро. Выходит, запреты дают обратный эффект и выгодны подпольным торговцам? Неужели вернутся времена таксистов–бутлегеров и бабушек со звякающими сумками?


Косвенно такие опасения подтверждают милицейские сводки. В Минске в день трезвости обнаружен труп убитой накануне собутыльником женщины (не удивлюсь, если узнаю, что до трагедии они выстояли в магазине ажиотажную очередь за «чернилами»). Нетрезвый парень на станции метро «Восток» едва не погиб, упав под поезд. В течение «трезвых» суток минской милицией задержано 18 пьяных водителей. Зарегистрировано 63 преступления, в том числе 60 — по линии угрозыска. Возможно, меньше, чем в «пьяные» дни календаря. Однако в день трезвости в вытрезвитель попали 18 минчан (медики говорят, что это обычный показатель). Еще 99 человек привлекли к административной ответственности. Среди них — торговцы водкой.


А помнишь, что произошло в день трезвости в Могилеве? Как и в Минске, местные алкоголики не нашли на прилавках «бырла» и потянулись в аптеки — за настойкой боярышника. Один из «бухаринцев» к вечеру упился до такой степени, что, не помня себя, сбросил с 5–го этажа подругу...


Думаю, неуклюжая акция в лучшем случае ничего не изменила, в худшем — спровоцировала многих на возлияния, правонарушения и даже тяжкие преступления. Ведь запретный плод всегда сладок. Провалы антиалкогольных кампаний в Америке 1930–х и Советском Союзе 1980–х на веки вечные всем доказали бесперспективность пуританских «сухих законов». В том числе «точечных» и однодневных.


Государству, обществу нужно искать более либеральные способы решения алкогольной проблемы. В армию трезвенников ведь не призовешь повесткой: безалкогольный образ жизни должен стать сознательным и добровольным выбором. Нужно показать людям альтернативу бутылке. Когда человек будет «пьянеть» от любви к профессии, спорту, да просто от любви, каждый его день станет днем трезвости. Без всяких там камуфлированных прилавков.


За


Контузия акцией


Роман РУДЬ, сторонник жестких мер:


— Это был не просто день трезвости, Андрей. Зри глубже — это был тест. Знаешь, есть серия популярных анкет–проверок на алкогольную зависимость. Там еще в конце говорится: если вы ответили положительно хотя бы на один вопрос, то велик риск стать пьяницей. Если на два — вы им уже стали. А на три и более — ступайте в наркодиспансер сегодня, завтра будет поздно... Так и здесь: чем большее возмущение вызывает у вас день трезвости, тем ближе вы к белой горячке. Действительно, здоровый человек эту акцию просто не заметил: у него каждый день трезвый. А вот тихие пьяницы, эти замаскированные под обычных людей выпивохи, всерьез забеспокоились. Даже испугались. Ужас–то какой — целая суббота без водки!


Меня более всего смешит, что свой личный страх остаться без традиционного стаканчика они скрывают под броней защиты гражданских свобод. Дескать, дайте народу возможность демократично спиваться! Не отбирайте у нас право наклюкаться в зюзю! Почему за нас решают, пить или не пить?! Да просто потому, что большинство уже сделало этот выбор. Не в пользу трезвости.


В январе 2009 года белорусы потратили на алкоголь 351,5 миллиарда рублей, а на одежду и обувь — около 245 миллиардов. Будем ходить голые и босые, но пьяные. За прошлый год каждый житель страны выпил в среднем 12,4 литра чистого спирта. Рекордный показатель. Такой цифры в истории страны еще не было. Как там пелось в спортивном гимне? «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». И ты, Андрей, хочешь? А я не хочу, чтобы имя моих детей связали с очередным рекордом по чистому спирту. Поэтому вполне разделяю тревогу государства и понимаю меры, на которые вынуждено идти МВД. Более того, я за ужесточение этих мер... И день трезвости, насколько понимаю, — еще и добродушный, мирный такой сигнал о том, что жесткие меры не за горами. Если не умерим тягу...


Вспоминаю, как в молодости я сбежал из больницы. Добрый доктор ласково увещевал, что воспаление легких — штука крайне опасная, и если мне так охота на улицу — пожалуйста, могу посидеть в соседнем скверике. Но какое там! Лето проходит без меня, друзья едут в поход, а я стану прозябать в пижаме?! Помню, как с пылом вещал о том, что никто не смеет ограничивать мою свободу. Намекал, что я взрослый человек и способен сам принимать решения. Тем более что у меня вроде бы ничего не болит... Итог моей борьбы за больничную демократию — серьезное осложнение, чуть не закончившееся отеком легких. Вместо трех недель — три месяца в койке. Лежал и сердился на доктора: ну почему он попросту не запер меня в палате? С тех пор считаю, что разговоры о своих правах больной должен оставлять в приемном покое. А если пить, то только таблетки... Уловил аналогию?


Тест трезвости, проведенный 14 февраля, как раз и выявил, что мы больны. А то и ранены. Возможно, тяжело: даже во фронтовом медсанбате не стонут так, как это делали любители выпить, лишенные привычной рюмки. Глас вопиющих в пустыне зачехленных прилавков! Контуженные неожиданной инициативой милиции, они до сих пор не пришли в себя: оживленно обсуждают, как спасались от непития. Один рассказывает, что забаррикадировался от трезвости частоколом бутылок, приобретенных загодя. Другой хвастает, что пропьянствовал ту злополучную субботу, втридорога покупая спиртное у спекулянтов. Третий бахвалится, как пропил кучу денег в ресторане... Ты полагаешь, Андрей, что это свидетельства доблести отважных борцов с запретами? А мне тут видится лишь дремучая инфантильность из детской серии «Родители запретили совать пальцы в розетку, тогда я залез в трансформаторную будку и меня там та–а–ак долбануло!»


Люди, хоть и выпивающие, но мыслящие менее подростково, тоже высказываются. Правда, не так громко. Потому что они несколько обескуражены внезапным открытием. «Хотел в субботу, как обычно, попить пивка с друзьями. Нигде не продают! Плюнул, поплелся домой... И там обнаружил, что выходной может быть интересным без пива. Сходили с сыном в баню, потом все вместе лепили пельмени, вечером в кои–то веки заглянули к родителям. Жена мягко заметила, что это первая суббота в году, которую я провел с семьей. Стало стыдно...»


Если стало стыдно не только этому посетителю интернет–форума, а еще хотя бы двум–трем мужикам, то день трезвости уже можно считать удачной затеей. Я уверен, что меня поддержат тысячи жен и детей, уже забывших, как выглядит трезвый муж и отец.


Другое дело, что не стоит зацикливаться на единственной форме войны с пьянством. Злостные алкоголики уже сейчас готовятся к новым дням трезвости, чтобы встретить их ударной пьянкой. В итоге может получиться хорошая мина при плохой игре: в конце года мы услышим бодрые рапорты о количестве однотипных мероприятий, но эта цифра будет пустой — если ее затмит новый рекорд потребления чистого спирта...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter