Тревожное ожидание Средиземноморья

Поднявшаяся в последние недели политическая буря захватывает одну за другой арабские страны Северной Африки и Ближнего Востока... Мнения: оглядываясь на февраль

Поднявшаяся в последние недели политическая буря захватывает одну за другой арабские страны Северной Африки и Ближнего Востока. По количеству вовлеченных государств, драматизму политического и социального противостояния — это самое масштабное событие после тех, которые в 80 – 90–е гг. прошлого века привели к распаду социалистической системы и СССР. Показателем глубины переживаемого этим огромным регионом кризиса могут служить массовые акции протеста в расположенных по обоим краям «арабской дуги» Марокко и Иордании. В странах, в менталитете народа и элит которых монархическая власть обладает высокой степенью легитимности.


При всем том, что нынешние события со всей очевидностью будут развиваться дальше и втягивать в свое силовое поле очередные страны — они успели привнести в арабский политический процесс нечто совершенно новое. Во–первых, уже сейчас можно констатировать их всеарабский характер. Во–вторых, чрезвычайно результативным оказался демонстрационный эффект событий, происходящих в одной стране, для других, причем не только соседних, но и расположенных даже на самых отдаленных участках «арабской дуги» (наблюдатели уже охарактеризовали это как «эффект домино»). В частности, свержение режима Бен Али в Тунисе дало мощный импульс для революционеров в Египте. Вынужденный уход в отставку Х.Мубарака вдохновил людей в Йемене, Бахрейне, Алжире и т.д. В–третьих, оппозиционеры продемонстрировали высокий КПД интернет–ресурсов в деле политической мобилизации масс на борьбу с существующими режимами. Самое яркое тому подтверждение — видная роль в организации оппозиционной акции на каирской площади Тахрир 30–летнего руководителя ближневосточного отделения компании Google. Относительная легкость, с которой были сметены застарелые плутократические режимы в Тунисе, Египте, равно как и большие успехи оппозиции в Ливии, Йемене и Бахрейне, при внешне не слишком заметной, выжидательной позиции исламистских движений в этих событиях и куда более заметной роли в них интернета, — породили у западных лидеров, аналитиков и общественности надежды на то, что политическое, экономическое и социальное развитие этих и других арабских стран пойдет по линии сближения с Западом. Тем более что большинство из них входят в созданный в 2008 г. под патронатом ЕС Средиземноморский союз...


Но насколько обоснованны эти ожидания? Есть серьезные факторы, которые не позволяют слишком оптимистично смотреть на перспективы развития арабского мира.


Первое. О революциях известно, что они, создавая новые вакансии для их активистов, вместе с тем сами по себе не создают новых рабочих мест. А последнее и есть главная проблема для переживающего демографический бум арабского мира.


Второе. Нынешнее состояние мировой экономики, так же как и собственные ресурсы экономического роста в наиболее населенных арабских странах, никак не позволяют надеяться на ускоренное развитие их экономики. А коль так, то единственный путь для стремительно пополняющейся армии ищущих работу молодых египтян, алжирцев, тунисцев и т.д. — попытаться любыми путями попасть в сытые страны ЕС. Но ведь и там сейчас весьма ограниченный спрос на малоквалифицированную рабочую силу. А кроме того, их приезд туда нежелателен и по культурно–конфессиональным причинам: в последнее время западные лидеры один за другим просто бьют в набат в связи с явным провалом политики культурно–языковой адаптации в Европе представителей третьего мира, среди которых на первом месте как раз арабы.


А между тем уже рухнувшие арабские режимы и те, которым еще предстоит рухнуть, обеспечивали все–таки некоторый контроль за нелегальной миграцией их подданных в Европу. Сейчас этот контроль исчез вместе со старыми правительствами. Репортажи «Евроньюс» с КПП на внутриарабских границах и с островов, прилежащих к ЕС, объясняют крайнюю озабоченность главы итальянского МИДа Ф.Фратини в связи с ожидающимся катастрофическим наплывом только в Италию «100 — 200 тысяч» жителей Северной Африки.


Третье. Довольно наивными кажутся и представления о проявившихся в ходе арабских революций признаках «разрядки» исламизма. Достаточно посмотреть на телекартины площадей Египта, Ливии, Туниса, на которых митингующие падают ниц во время очередного намаза, или послушать частые восклицания во время митингов «Аллах акбар!» Еще более показательны в этом смысле прошедшие в неспокойных странах арабского мира, в частности в Египте, демонстрации с антизападными лозунгами.


Высказанные соображения приводят к выводу о том, что реальные процессы в арабских странах еще поставят многих прекраснодушных обозревателей в тупик. Жизнь сложнее любого анализа...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter