Третья жизнь западных ворот

Легенда гласит: проезжая в бронированном поезде мимо Бреста на Потсдамскую конференцию, И.
Легенда гласит: проезжая в бронированном поезде мимо Бреста на Потсдамскую конференцию, И.Сталин заявил, что "главные ворота страны не должны напоминать конюшню". И началась грандиозная реконструкция Брестского железнодорожного вокзала. То была вторая жизнь наших западных ворот, построенных в 1886 году.

В 2006 году Брестскому железнодорожному вокзалу исполняется 120 лет. К юбилею в него вдохнут третью жизнь - вокзал будет реконструирован во второй раз. Такое решение принято начальником Белорусской железной дороги. Уже готовится задание на проектирование, и в течение года проект будет готов. От проектировщиков требуют, чтобы на пути с Запада на Восток вокзал стал одним из красивейших от Берлина до Москвы. Потребовать, чтобы он был самым красивым, железнодорожники не отваживаются. Нужно быть человеком с безумно богатым воображением, чтобы придумать еще что-нибудь более впечатляющее, чем Минский вокзал. Брестчане предполагают реконструировать тоннельные переходы, платформы, значительно улучшить сервис. Перепланировка самого здания вокзала не предусматривается - оно останется таким, каким сделал его при последней реконструкции, законченной в 60-е годы прошлого столетия, Игорь Пестряков, в то время главный архитектор института "Киевгипротранс".

Реконструкция, как мы уже знаем, была проведена по совету Сталина. Брестчанин Петр Сахарчук, непосредственно руководивший тогда строительными работами, в беседе со мной рассказал немало интересного. В 1952 году Петра Константиновича назначили начальником участка и приказали (в те годы железная дорога находилась на военном положении) воплотить в жизнь проект киевского архитектора. В людских и материальных ресурсах недостатка не было. Кроме 12 строительных бригад, в распоряжение начальника участка были приданы военнопленные немцы. И за 4 года общими усилиями западные ворота страны из "конюшни" превратились в памятник архитектуры. Теперь всякого гостя с Запада, следующего через Брест, Советский Союз встречал звездой на 50-метровом шпиле.

- В те годы в Беларуси не нашлось крана, способного поднять груз на такую высоту, - вспоминает Петр Сахарчук. - Пятитонник привезли из Москвы, причем с немалыми трудностями. Хотя трудности сопровождали нас во время всей работы. Ведь делать реконструкцию всегда намного сложнее, чем начинать с нуля. И мы знали, с чем имели дело - с фундаментом, оставшимся с 1886 года. В Первую мировую войну вокзал был почти целиком разрушен, его восстанавливали на старом фундаменте. Нам нужно было учитывать также и детали архитектурного стиля - при создании фасадов Брестского вокзала в XIX веке архитектор Б.Лорберг применил смешение мотивов ренессанса, ампира и классицизма. А еще нас поджимали сроки. Неожиданно в работу вмешался политический момент - сдать вокзал на год раньше первоначального срока, к ХII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Мы уложились в срок, так что иностранцы въезжали в СССР уже через новые "ворота". Кстати, в честь фестиваля в Бресте комсомольцы заложили сквер на подходе к Брестской крепости. К сожалению, установленный в сквере памятный знак сегодня осквернен, место поросло травой и не используется брестчанами по назначению. В отличие от красавца вокзала.

Петр Константинович очень рад, что вокзал и после очередной реконструкции останется со звездой. Пусть она уже и не символизирует Страну Советов, но по-прежнему устремлена ввысь, в небо. По-прежнему зовет в дорогу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter