В Указ Президента № 50 о садовых товариществах вносят изменения

Третья фаза раздора

Дачи, любимое место отдыха, совмещенного с полезным трудом на свежем воздухе, зачастую становятся источником острой головной боли. Причем как для самих дачников, так и для множества государственных инстанций, которые оказываются втянутыми порой в крайне острые межличностные конфликты. Непростая, оказывается, это штука — самоуправление. Надо бы как–то регламентировать. По этой причине с начала года Министерство экономики разрабатывает изменения в Указ № 50 о садовых товариществах. Но как выработать единый алгоритм, если всякое товарищество у нас несчастливо по-своему. «СБ» регулярно получает письма с разного рода историями конфликтов на 6 сотках.

Валерий Дудаль показывает злосчастный гараж у столба.

Например, в дачный сезон пенсионеры Галина и Валерий Дудаль из СТ «Журналист–Инфо» Смолевичского района остались без электричества. В недоумении и растерянности гадали: то ли дачу продавать, то ли автономный генератор энергии устанавливать? Электрические провода к их садовому дому были обесточены еще с осени. Решить проблему не помогли ни иски в суд, ни тома обращений во всевозможные инстанции. И ладно были бы злостными неплательщиками. Но тут коллизия совсем иного толка.

Как известно, садовые товарищества у нас — своего рода государства в государстве. Это добровольное общественное объединение граждан, обожающих труд или отдых на природе, в котором главный законодательный орган — общее собрание, а исполнительный — правление или собрание уполномоченных. В такой форме организации есть определенные тонкости. Например, практически в каждом садоводческом товариществе реальные границы участков не совпадают с генпланом. Уменьшив проезды, граждане таким образом превращали 6 соток в 7 или 8, глядя на свои проделки сквозь пальцы: кто когда проверит? Ведь все свои. Домики, гаражи и сараи на дачных сотках по сей день строятся без проектов. И поскольку земли мало, то воздвигают капитальные строения в непосредственной близости от границ участка, а то и прямо на границе. Это — благодатная почва для конфликтов.

Галина Дудаль перелистывает дачное досье.

Вплотную к столбу линии электропередачи, хотя и в границах своего участка, построила гараж семья Дудаль. А поскольку Валерий Иванович по профессии инженер–энергетик и, когда строился гараж, был ответственным за электрохозяйство садоводов, а Галина Анатольевна — председателем товарищества, то жена мужу выдала техусловия, а он выполнил подключение гаража и дома к сети. Более того, в дом подведено не бытовое напряжение 220 вольт, а, так сказать, промышленное — 380, которое позволяет использовать мощное оборудование. У Галины Анатольевны на даче две вязальные машины, а в гараже подъемник для автомобиля. А вы думали, на дачах только выращиванием картошки и огурцов занимаются? Отнюдь. На 6 сотках люди умудряются размещать сауны, бассейны, занимаются деревообработкой, ремонтом семейных машин. Иными словами, реализуют каждый свое хобби и умение.

Но в 2013 году в садовом товариществе меняется председатель. Галина Дудаль передала бразды правления соседу Анатолию Лозе. И спустя некоторое время получила официальное уведомление нового председателя о том, что правление приняло решение отключать электроэнергию потребителям, имеющим трехфазные вводы без специального разрешения энергоснабжающей организации, коей и является садовое товарищество. Да, все садовые общественные объединения у нас считаются энергоснабжающими организациями. Звучит странно, но никого не смущает. А ответственным за электрохозяйство назначается человек, сдавший экзамен в «Энергосбыте». В СТ «Журналист–Инфо» председатель получил допуск к электросетям на уровне профессионального электрика, не имея на то специального образования.

Так вот, не успела пенсионерка опомниться от первого уведомления, как буквально через день получает следующее. О том, что ее гараж находится в защитной зоне линии электропередачи и тем самым нарушает положенные стандарты: расстояние от строения до опоры должно быть 2 метра. И резюме председателя: «Предлагаю вам своими силами или за свой счет произвести ликвидацию незаконной постройки до 1 сентября 2015 года». И уже в октябре семья осталась без электричества. А в феврале 2016 года по приглашению председателя СТ Вячеслав Барановский, начальник Смолевичской районной инспекции Борисовского МРО филиала «Энергонадзор», составляет акт осмотра электроустановок Дудаль и протокол об административном нарушении. И дает товариществу предписание об устранении нарушений. За невыполнение — штраф от 6,6 до 110 миллионов. В свою очередь товарищество имеет право предъявить регрессный иск непосредственному виновнику, то есть Галине Дудаль как владелице строения и участка. Так что, гараж сносить, нельзя оставить? Оказывается, есть возможность переставить запятую. Если в проблемном месте оголенные провода заменить на изолированные, то, как просветили меня специалисты, на них можно будет даже мокрое белье сушить. Конфликт разрешился (удивительное совпадение), когда дачница обратилась в газету. Сейчас в дачном домике семьи Дудаль есть свет.

Но нет мира и покоя в товариществе. Член СТ Вера Василевская получила уведомление о необходимости перенести капитальный забор. Двадцать лет назад «прихватила» часть дороги. И теперь в случае невыполнения распоряжения председателя вполне может включиться та же схема: вызов замерщиков и штраф за самовольный захват земли. А еще членам этого садового товарищества, похоже, предстоит вынести электросчетчики из домов к границам участка. Так заведующему электрохозяйством удобнее снимать показания. Проект этого решения правления пока не вступил в силу только из–за нарушения процедуры голосования...

Вера Василевская у забора, который председатель СТ требует снести.

Еще факт. Близ деревни Лапаровичи под Минском расположено садовое товарищество «Полевой–2». По инициативе его правления семи уполномоченным предоставлена льгота — членский взнос уменьшен наполовину. «С 1 апреля размер взносов составляет 1 млн 380 тыс. рублей, из–за предоставленных льгот товарищество за год недополучит около 20 миллионов рублей, которые могли бы быть направлены на устройство водопровода, канализации, газификацию», — пишет жалобы во все инстанции член ревизионной комиссии Никодим Германович. И получает стандартные ответы: никто не имеет права вмешиваться в деятельность товарищества, обращайтесь в суд. Хотя по Указу № 50 местные исполкомы обязаны оказывать правовую помощь и осуществлять контроль за деятельностью садовых объединений.

А в Молодечненском районе страдает Татьяна Широбокова, член СТ «Чабор». Ее участок затоплен водой. «Председатель не в силах что–либо сделать», — жалуется в исполком. Между тем Александр Яхновец, председатель Молодечненского райисполкома, считает, что поднимаемые в обращении вопросы являются внутренними проблемами садового товарищества...

Вот так у нас порой выглядит самоуправление и надзор за ним. Вам все это тоже кажется нормальным? То, что сосед соседу обрезает электрические провода, решает, что снести, а что оставить, кому дать льготу, а у кого что–либо отнять? Как сделать так, чтобы наконец зажили товарищества и по закону, и по совести?

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 127 (25009). Вторник, 5 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter