Ненужные звенья между производителями и потребителями ведут нередко лишь к удорожанию услуг и продукции. Как решить эту проблему?
26.03.2021 14:39:37
Ненужное посредничество вредит экономике. Об этом Глава государства говорил неоднократно. Одной из самых актуальных данная тема стала на VI Всебелорусском народном собрании, участники которого затронули проблему посредничества в аграрном секторе. Президент в своем выступлении четко дал понять: «На сельхозпродукции должны прежде всего зарабатывать крестьяне, а не посредники, торговые сети или еще кто-то». В реальности так получается не всегда. Что же сделать для того, чтобы «лишние» структуры перестали нагревать руки?
Непростой простой
В агрохозяйствах отмечают, что отказаться от услуг посредников целиком нельзя, да и невыгодно. Недавно в Жабинковском районе совет директоров РО «Белагросервис» проводил выездное совещание, одной из главных тем которого стала готовность сельхозорганизаций к полевым работам. Брестчина традиционно к севу приступает одной из первых. Большое внимание уделяется технике. Мелкий ее ремонт сельчане в состоянии сделать сами. Если поломки серьезные, обращаются в сервисные структуры. ОАО «Жабинковская сельхозтехника» — одна из таких. Специалисты занимаются восстановлением комбайнов ОАО «Гомсельмаш», тракторов МТЗ и многого другого. Речь и об изготовлении запчастей, техобслуживании доильного оборудования и холодильников, кондиционеров, стиральных машин. Могут ли хозяйства обращаться за этими услугами непосредственно к изготовителям? Теоретически — да. Однако до того же «Гомсельмаша» от районов, входящих в зону обслуживания ОАО «Жабинковская сельхозтехника», очень далеко. Да и задачи у головного предприятия другие, нежели у обслуживающего. Словом, посредник находится на своем месте и со своими функциями справляется.Впрочем, конкурентов у него немало, и у многих стоимость запчастей, услуг дешевле. К ним зачастую и обращаются сельхозпредприятия. Но качество там не всегда на высоком уровне. Случаются поломки. Приходится снова отправлять запчасти к тем, кто их менял, или вызывать ремонтников на место. В результате дешевая услуга оборачивается часами или даже днями вынужденного простоя, на чем хозяйства теряют не только драгоценное время, но и деньги.
Директор ОАО «Жабинковская сельхозтехника» Владимир Демидюк отмечает, что в случае поломок сервисные бригады его предприятия готовы оперативно выехать в хозяйства и ликвидировать неполадки, как говорится, в любое время суток. Нередко, по его словам, приходится делать не только свою, но и чужую работу. Предприятие ремонтирует зерноуборочные комбайны. Эту же услугу аграриям оказывают и частники. Когда машины выходят из строя, за помощью крестьяне зачастую идут в сельхозтехнику, а не в коммерческие мастерские. Почему? У последних рабочий период, как правило, ограничен временными рамками. Рабочий день закончился — двери на замке. А поломка может случиться в любой момент. И куда обращаться хозяйствам? Конечно, к тем, кто выручит всегда.
Перекупщики снимают сливки
Генеральный директор ОАО «Гомельоблагросервис» Александр Тороп полагает, что лучше работать с проверенными партнерами:— Чтобы удешевить ремонт, сельхозпредприятия предпочитают обойтись собственными силами или воспользоваться дешевыми услугами первых попавшихся организаций, которыми пестрит интернет. Ладно если у них есть для этого необходимая база. Тогда еще можно говорить о качественном ремонте. А если ее нет? Где гарантия, что отремонтированная едва ли не в кустарных условиях сложная техника в разгар посевной или уборки урожая не даст сбой?
С такой точкой зрения согласен начальник отдела механизации комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Виктор Денисюк. Он считает, что посредники в аграрном секторе могут быть востребованы в том случае, если они не дублируют функции основных предприятий и выполняют свою работу на совесть:
— Весомый вклад в подготовку к весенне-полевым работам, гарантийное обслуживание сельхозмашин на Брестчине внесли организации облагросервиса, многие из которых являются партнерами ведущих машиностроительных предприятий страны. Со своими задачами как посредники они справляются.
Впрочем, и проблемных вопросов хватает. Один из них — подорожание минеральных удобрений накануне посевной. Многие хозяйства рассчитались за приобретаемую продукцию еще по старым ценам, однако поставки с заводов через организации «Белагросервиса» идут уже по новым. Такие сигналы поступают с сельхозпредприятий Каменецкого, Березовского и других районов Брестчины.
Неоправданно завышенными услуги посредников становятся каждый сезон, когда аграрии начинают реализовывать выращенный урожай. С такой проблемой сталкиваются овощеводы, особенно те, кто выращивает витаминную продукцию в защищенном грунте. Глава крестьянского фермерского хозяйства «Опыт КАА» Алексей Копец из деревни Большое Малешево Столинского района, вставший к тому же у руля местного УП «Рубельский», отмечает, что прежде чем собирать в теплицах зеленые огурчики, в их производство надо солидно вложиться. Реализуют свою продукцию и фермеры, и владельцы личных подсобных хозяйств по низким ценам, зато перекупщики делают на ней неплохой навар. Когда огурцы или помидоры оказываются на прилавках городских рынков и торговых павильонов, их продают почему-то в 3—5 раз дороже. Хотя совершенно очевидно, что работать в теплицах гораздо труднее, чем просто снять готовые сливки.
Как можно меньше к услугам посредников стараются прибегать сельхозпредприятия. В столинском ОАО «Лядецкий» выращивают яблоки. В прошлом году большую часть урожая побил град. Львиную долю фруктов отправили на перерабатывающие заводы, часть товарных яблок реализовали через райпо. Торговали с машин и сами.
— Так мы сумели достаточно быстро реализовать урожай, — подводит итог директор хозяйства Владимир Веренич. — Получили за него выручку, работая с теми партнерами, в надежности которых уверены, и полагаясь на собственные силы.
МНЕНИЕ
Зенон Ловкис, генеральный директор Научно-практического центра Национальной академии наук по продовольствию, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор технических наук, профессор:
— С позицией Президента по неоправданному посредничеству я абсолютно согласен. Посмотрите, что происходит в том же сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности АПК. Недавно в Марьиной Горке сдавали цех по производству детского питания. Сколько проблем там возникло из-за излишнего посредничества! Куча подрядчиков, которые постоянно что-то корректируют, согласовывают, не успевают в срок. В результате много головной боли. Теряется не только время, но и деньги, которые непросто заработать.
Или возьмем производство овощей. Крестьянин их вырастит, а потом начинается покупка, перекупка, перепродажа разными дельцами. И к потребителю эта продукция поступает совсем по другим ценам. В свое время мое поколение с такими проблемами не сталкивалось. Все было четко отлажено, понятно и прозрачно. Полагаю, к такой схеме во многом надо возвращаться.
В ТЕМУ
Не так давно в Столинском районе решили построить современный сельскохозяйственный логистический центр, который позволит улучшить условия работы для местного агробизнеса. Недалеко от Давид-Городка выделили участок земли под этот объект площадью 14 гектаров. Правда, инвесторов, готовых вложиться в бизнес, пока не нашлось. Заместитель председателя Столинского райисполкома Михаил Нестерович констатирует, что к строительству не приступили:
— Наши агробизнесмены предпочитают вкладываться в новые тепличные комплексы, которых в районе становится все больше. В пик урожайного сезона район в сутки поставляет в торговую сеть страны и за рубеж около тысячи тонн овощей из теплиц. Этот объем сопоставим с небольшим железнодорожным составом. Для их реализации необходима предпродажная подготовка, поиск контактов и адресов. Эту задачу, главным образом, призван решить логистический центр, для строительства которого по-прежнему подыскиваем инвесторов.
kurets@sb.by