Ненужные звенья между производителями и потребителями ведут нередко лишь к удорожанию услуг и продукции. Как решить эту проблему?

Третий не всегда лишний

Ненужное посредничество вредит экономике. Об этом Глава государства говорил неоднократно. Одной из самых актуальных данная тема стала на VI Всебелорусском народном собрании, участники которого затронули проблему посредничества в аграрном секторе. Президент в своем выступлении четко дал понять: «На сельхозпродукции должны прежде всего зарабатывать крестьяне, а не посредники, торговые сети или еще кто-то». В реальности так получается не всегда. Что же сделать для того, чтобы «лишние» структуры перестали нагревать руки?


Непростой простой

В агрохозяйствах отмечают, что отказаться от услуг посредников целиком нельзя, да и невыгодно. Недавно в Жабинковском районе совет директоров РО «Белагросервис» проводил выездное совещание, одной из главных тем которого стала готовность сельхозорганизаций к полевым работам. Брестчина традиционно к севу приступает одной из первых. Большое внимание уделяется технике. Мелкий ее ремонт сельчане в состоянии сделать сами. Если поломки серьезные, обращаются в сервисные структуры. ОАО «Жабинковская сельхозтехника» — одна из таких. Специалисты занимаются восстановлением комбайнов ОАО «Гомсельмаш», тракторов МТЗ и многого другого. Речь и об изготовлении запчастей, техобслуживании доильного оборудования и холодильников, кондиционеров, стиральных машин. Могут ли хозяйства обращаться за этими услугами непосредственно к изготовителям? Теоретически — да. Однако до того же «Гомсельмаша» от районов, входящих в зону обслуживания ОАО «Жабинковская сельхозтехника», очень далеко. Да и задачи у головного предприятия другие, нежели у обслуживающего. Словом, посредник находится на своем месте и со своими функциями справляется. 

Впрочем, конкурентов у него немало, и у многих стоимость запчастей, услуг дешевле. К ним зачастую и обращаются сельхозпредприятия. Но качество там не всегда на высоком уровне. Случаются поломки. Приходится снова отправлять запчасти к тем, кто их менял, или вызывать ремонтников на место. В результате дешевая услуга оборачивается часами или даже днями вынужденного простоя, на чем хозяйства теряют не только драгоценное время, но и деньги. 

Директор ОАО «Жабинковская сельхозтехника» Владимир Демидюк отмечает, что в случае поломок сервисные бригады его предприятия готовы оперативно выехать в хозяйства и ликвидировать неполадки, как говорится, в любое время суток. Нередко, по его словам, приходится делать не только свою, но и чужую работу. Предприятие ремонтирует зерноуборочные комбайны. Эту же услугу аграриям оказывают и частники. Когда машины выходят из строя, за помощью крестьяне зачастую идут в сельхозтехнику, а не в коммерческие мастерские. Почему? У последних рабочий период, как правило, ограничен временными рамками. Рабочий день закончился — двери на замке. А поломка может случиться в любой момент. И куда обращаться хозяйствам? Конечно, к тем, кто выручит всегда. 

Перекупщики снимают сливки

Генеральный директор ОАО «Гомельоблагросервис» Александр Тороп полагает, что лучше работать с проверенными партнерами: 

— Чтобы удешевить ремонт, сельхозпредприятия предпочитают обойтись собственными силами или воспользоваться дешевыми услугами первых попавшихся организаций, которыми пестрит интернет. Ладно если у них есть для этого необходимая база. Тогда еще можно говорить о качественном ремонте. А если ее нет? Где гарантия, что отремонтированная едва ли не в кустарных условиях сложная техника в разгар посевной или уборки урожая не даст сбой? 

С такой точкой зрения согласен начальник отдела механизации комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Виктор Денисюк. Он считает, что посредники в аграрном секторе могут быть востребованы в том случае, если они не дублируют функции основных предприятий и выполняют свою работу на совесть: 

— Весомый вклад в подготовку к весенне-полевым работам, гарантийное обслуживание сельхозмашин на Брестчине внесли организации облагросервиса, многие из которых являются партнерами ведущих машиностроительных предприятий страны. Со своими задачами как посредники они справляются. 

Впрочем, и проблемных вопросов хватает. Один из них — подорожание минеральных удобрений накануне посевной. Многие хозяйства рассчитались за приобретаемую продукцию еще по старым ценам, однако поставки с заводов через организации «Белагросервиса» идут уже по новым. Такие сигналы поступают с сельхозпредприятий Каменецкого, Березовского и других районов Брестчины.

Неоправданно завышенными услуги посредников становятся каждый сезон, когда аграрии начинают реализовывать выращенный урожай. С такой проблемой сталкиваются овощеводы, особенно те, кто выращивает витаминную продукцию в защищенном грунте. Глава крестьянского фермерского хозяйства «Опыт КАА» Алексей Копец из деревни Большое Малешево Столинского района, вставший к тому же у руля местного УП «Рубельский», отмечает, что прежде чем собирать в теплицах зеленые огурчики, в их производство надо солидно вложиться. Реализуют свою продукцию и фермеры, и владельцы личных подсобных хозяйств по низким ценам, зато перекупщики делают на ней неплохой навар. Когда огурцы или помидоры оказываются на прилавках городских рынков и торговых павильонов, их продают почему-то в 3—5 раз дороже. Хотя совершенно очевидно, что работать в теплицах гораздо труднее, чем просто снять готовые сливки. 

Как можно меньше к услугам посредников стараются прибегать сельхозпредприятия. В столинском ОАО «Лядецкий» выращивают яблоки. В прошлом году большую часть урожая побил град. Львиную долю фруктов отправили на перерабатывающие заводы, часть товарных яблок реализовали через райпо. Торговали с машин и сами. 

— Так мы сумели достаточно быстро реализовать урожай, — подводит итог директор хозяйства Владимир Веренич. — Получили за него выручку, работая с теми партнерами, в надежности которых уверены, и полагаясь на собственные силы. 

МНЕНИЕ 


Зенон Ловкис, генеральный директор Научно-практического центра Национальной академии наук по продовольствию, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор технических наук, профессор: 

— С позицией Президента по неоправданному посредничеству я абсолютно согласен. Посмотрите, что происходит в том же сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности АПК. Недавно в Марьиной Горке сдавали цех по производству детского питания. Сколько проблем там возникло из-за излишнего посредничества! Куча подрядчиков, которые постоянно что-то корректируют, согласовывают, не успевают в срок. В результате много головной боли. Теряется не только время, но и деньги, которые непросто заработать. 

Или возьмем производство овощей. Крестьянин их вырастит, а потом начинается покупка, перекупка, перепродажа разными дельцами. И к потребителю эта продукция поступает совсем по другим ценам. В свое время мое поколение с такими проблемами не сталкивалось. Все было четко отлажено, понятно и прозрачно. Полагаю, к такой схеме во многом надо возвращаться.

В ТЕМУ

Не так давно в Столинском районе решили построить современный сельскохозяйственный логистический центр, который позволит улучшить условия работы для местного агробизнеса. Недалеко от Давид-Городка выделили участок земли под этот объект площадью 14 гектаров. Правда, инвесторов, готовых вложиться в бизнес, пока не нашлось. Заместитель председателя Столинского райисполкома Михаил Нестерович констатирует, что к строительству не приступили: 

— Наши агробизнесмены предпочитают вкладываться в новые тепличные комплексы, которых в районе становится все больше. В пик урожайного сезона район в сутки поставляет в торговую сеть страны и за рубеж около тысячи тонн овощей из теплиц. Этот объем сопоставим с небольшим железнодорожным составом. Для их реализации необходима предпродажная подготовка, поиск контактов и адресов. Эту задачу, главным образом, призван решить логистический центр, для строительства которого по-прежнему подыскиваем инвесторов.  

kurets@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter