Третий — не лишний. Смогут ли Беларусь, Казахстан и Россия создать полноценный Таможенный союз?

Встреча глав государств по формированию Таможенного союза запланирована на 5 июля в Астане. Предполагается, что президенты обсудят создание единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и выполнение плана действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Будет ли поставлена точка в этом вопросе или снова запятая — большой вопрос.

Встреча глав государств по формированию Таможенного союза запланирована на 5 июля в Астане. Предполагается, что президенты обсудят создание единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и выполнение плана действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Будет ли поставлена точка в этом вопросе или снова запятая — большой вопрос.

На сегодняшний день пока не удалось достичь взаимопонимания по двум “чувствительным” вопросам: экспортные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты и новый режим ввоза автомобилей. Беларусь считает взимание пошлин на нефтепродукты в условиях единой таможенной территории неправомерным и подала 25 марта иск в Экономический суд СНГ. “Подписание Таможенного кодекса должно быть увязано с отменой экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Отмена этих пошлин — наше железобетонное требование”, — заявил первый вице-премьер Владимир Семашко.
Что касается ввоза машин, то сегодня в Беларуси процедуры облегченные, в то время как в России фактически действуют запретительные меры.
По итогам недавнего заседания высшего органа Таможенного союза в Санкт-Петербурге российский премьер Владимир Путин заявил: Россия и Казахстан будут создавать союз в двустороннем формате, но Беларусь может присоединиться ко всем соглашениям и решениям. При этом пошлины на нефтепродукты не будут применяться лишь с момента ратификации соглашения о Едином экономическом пространстве, которое планируется создать только к 2012 году. Что касается режима ввоза машин, то Кремль и здесь идти на уступки пока не намерен.
— Таможенный союз — вторая стадия интеграции нескольких государств после торгового союза. В нем таможенные процедуры вынесены на внешние границы государств, а пошлины регулируются наднациональным органом, — говорит заведующий кафедрой Института менеджмента и технологий БГУ Георгий Гриц. — В этом классическом понимании создаваемый сейчас Таможенный союз является несколько ущербным. Например, Федеральная таможенная служба России выступает за союз, но с таможенными территориями в сфере компетенции национальных таможен. Нет даже четкой терминологии. Россия сделала демарш — по-другому не назовешь: “для нас вопрос пошлин принципиальный, мы на уступки пойти не можем и сформулируем все уже когда будет создано ЕЭП” (ведь более 60 процентов российского экспорта составляет сырье: нефть, газ, металлы). С одной стороны, это не соответствует мировой практике, с другой — Россия понимает Таможенный союз так, как понимает, и на уступки для коллег, видимо, идти не собирается.
По словам эксперта, если бы наши страны строили Таможенный союз на равных условиях, то это привело бы к увеличению товаропотока через Беларусь минимум на 20 процентов в течение года, а издержки на транспортные перевозки уменьшились бы на 40 процентов. Кроме того, отсутствие ограничений на поставки нашего молока, сельхозмашин на российский рынок, отмена экспортных пошлин на нефть — это дополнительные четыре миллиарда долларов в бюджет.   
— Мы поставили четкие условия, но к нам не хотят прислушиваться, — говорит руководитель аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко. — Нас просто принуждают к союзу. Мы очень много уступали России, шли ей навстречу, но говорили, что на общем таможенном пространстве никаких разговоров о пошлинах на нефть быть не должно. А нам отвечают: нефтепродукты — вне союза. Это некорректно. Давайте все проблемы обсуждать и принимать взвешенные решения. Находить компромиссы, а не ставить в ультимативной форме партнеров перед фактом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter