Бороться с бесплодием помогает психотерапия

Третий не лишний

В среднем около 15 % супружеских пар в Беларуси сталкиваются с бесплодием. Чаще всего — из-за проблем, связанных с репродуктивным здоровьем мужчины или женщины. Но бывает так, что все возможные обследования не позволяют установить причину неудачи с планированием ребенка. В этом случае врачи говорят об идиопатическом, или неуточненном, бесплодии. Как современная медицина справляется с этим диагнозом и при чем здесь психотерапевтическая помощь? Беседуем с кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры акушерства и гинекологии БГМУ, семейным психологом Светланой Жуковской.

istockphoto.com

Загадка странного генеза

— Светлана Викторовна, насколько сегодня актуальна проблема неуточненного бесплодия? Как часто ставят такой диагноз?

— В последнее время специалисты отмечают рост интереса к теме идиопатического бесплодия. Например, этой проблеме посвящена научная статья Европейского общества репродукции человека и эмбриологии, опубликованная в 2023 году. В ней говорится о том, что примерно в 30 % случаев от общего количества обращений к врачам пар, испытывающих проблемы с зачатием, мы имеем дело с неустановленным бесплодием. Как его лечить и что может помочь — в этой теме очень много сложностей медицинского характера. Кроме того, ситуацию усугубляет наличие у бесплодных пар напряжения и стресса, связанных с неопределенностью.

По опыту практической работы с такими людьми могу сказать: когда обнаруживается причина бесплодия (например, непроходимость маточных труб), это снижает уровень тревоги у пары. Потому что дает конкретику и понимание, в каком направлении двигаться дальше. А если в ходе многократных повторных обследований мы по-прежнему не можем найти ответа на главный вопрос, это вызывает у пациентов ощущение бессилия, безысходности, отчаяния, иногда даже раздражение и злость: как же так, столько потрачено усилий — и все бесполезно! Именно поэтому идиопатическое бесплодие — не только медицинская загадка для врачей, но и триггер тяжелого психологического состояния пациентов.

— То есть идиопатическое бесплодие всегда имеет под собой какой-то психогенный фактор?

— Не совсем так. Причин бесплодия неустановленного генеза может быть множество. Например, состояние эндометрия, когда теряется его рецептивность, но на данном этапе развития медицины мы не можем это выявить и лабораторно или инструментально подтвердить. Или иммунная дисрегуляция организма — тоже весьма непростое состояние, с которым крайне сложно работать.

Что же касается психогенного бесплодия, это гораздо более сложная тема. В официальной классификации оно входит в общий термин идиопатического бесплодия как один из его вариантов, когда мы не находим причину, однако при нормализации эмоционального фона, снижении уровня тревоги, применении психотерапевтических методик беременность все-таки наступает. В этом случае врачи понимают, что с физиологией и анатомией у пациентки все было в порядке, но психика каким-то образом препятствовала зачатию.

Стресс наперевес

— Давайте поговорим про связь между стрессом и проблемами с овуляцией.

— В последнее время в социальных сетях появилось много так называемых инстаблогеров, чьи крайне примитивные и не имеющие ничего общего с реальностью высказывания на тему причин психогенного бесплодия очень расстраивают меня как врача. Приходится встречать вот такие перлы, объясняющие, почему не наступает беременность: «из-за непринятия собственной женственности», «из-за обиды на мать», «по причине родовой травмы», «из-за нелюбви мужа» и т.д. Здесь очень важно понимать, что взаимосвязь нашей психики и нашей физиологии очень сложная и многокомпонентная.

Говоря о психологической составляющей наших проблем со здоровьем (особенно репродуктивных), мы признаем, что семья — сложная система с обилием межличностных конфликтов и эмоциональных трудностей. Да, все это может наблюдаться у людей с бесплодием. Но давайте не поддаваться влиянию клипового мышления, будем рассуждать здраво, опираясь на научные данные и доказательную базу: ни в коем случае условная обида на мужа не будет мешать эмбриону имплантироваться, иначе, наверное, человечество вымерло бы еще много веков назад.

Если говорить в целом про связь стресса и проблем с овуляцией, то здесь мы как раз находимся в рамках абсолютной доказанности. В медицинской научной литературе есть данные о том, что любая разбалансировка в нашей нервной системе приводит к нарушениям механизма зачатия. Овуляция — это та функция организма, которая отключается в первую очередь, если человеку грозит какая-то беда. Например, когда у молодой девушки наблюдаются дефицит питательных веществ, истощение, вызванное анорексией и физическими нагрузками, организм понимает: наступили голодные и опасные времена, поэтому с размножением лучше подождать!

То же самое касается примеров острого стресса. Думаю, многим женщинам знакома ситуация, когда после перелета в страну с другим климатом, тяжелого инфекционного заболевания, потери, утраты, горя менструация может пропадать, а затем возвращаться.

Хронический стресс более коварен, поскольку имеет накопительный эффект и долго не распознается: сказываются длительные переработки, ночные смены, перманентные тревоги на фоне перфекционизма. Но рано или поздно длительное пребывание в стрессовой ситуации и, как следствие, высокий уровень кортизола (гормона стресса) негативным образом начинают влиять на функцию зачатия.

shutterstock.com

Мужчины тоже плачут

— А как переживают проблему фертильности представители сильного пола?

— К сожалению, большинство современных исследований посвящены изучению психологических переживаний женщин, сталкивающихся с бесплодием, хотя очевидно, что семья представляет собой систему, в которой проблема бездетности оказывает существенное влияние и на женщин, и на мужчин. Более того, не вызывает сомнений то, что бесплодие в браке в 20—30 % случаев вызвано исключительно женским фактором, в 20—30 % — исключительно мужским фактором (тяжелые нарушения сперматогенеза) и в 40—60 % — их сочетанием. Это объясняет актуальность и необходимость изучения влияния бесплодия на психологическое состояние как женщин, так и мужчин.

В 2017 году журнал Americal Journal of Men’s Health рассказал о крупном исследовании, проведенном китайскими учеными. Оно было нацелено на изучение распространенности тревожно-депрессивной симптоматики у мужчин, сталкивающихся с бесплодием. Выборка включала 771 человека. Распространенность депрессии в исследуемой когорте составляла 20,8 %, тревожных расстройств — 7,8 %, а сочетание депрессивной и тревожной симптоматик отмечалось у 15,4 % респондентов. При этом в данном исследовании возраст, образование и уровень дохода не оказывали значительного влияния на психологическое состояние.

В исследовании Ma-Jianxiong et al. (2021) установлено, что эректильная дисфункция достоверно чаще встречается среди мужчин с первичным бесплодием, приводит к выраженному снижению качества сексуальной жизни и ухудшению психологического состояния.

В 2022 году журнал Andrologia опубликовал статью, посвященную изучению взаимосвязи тревожности и бесплодия у мужчин. В ней отмечалось, что из 378 респондентов у 204 (54 %) симптомы соответствовали диагнозу генерализованное тревожное расстройство. При этом у мужчин с повышенной тревожностью качество сперматозоидов оказалось хуже.

Существует мнение, что для представителей сильного пола проблемы с фертильностью могут сознательно либо бессознательно приравниваться к импотенции. Это крайне травматично для мужской психики и может приводить к выраженному снижению самооценки.

Уверена, что и в Беларуси эта проблема распространена. Просто в силу объективных причин у нас пока очень малые выборки в единичных исследованиях, поэтому сложно оперировать какими-то значимыми цифрами и фактами. Но в любом случае современная репродуктивная медицина должна всерьез подойти к изучению вопроса психотерапевтической помощи мужчинам с фертильной дисфункцией. Мировая практика показывает: все больше семейных пар, которые лечатся от бесплодия, помимо врачей-репродуктологов, посещают и психологов.

В погоне за инстаграмным счастьем

— Австралийская и новозеландская ассоциация специалистов в области фертильности регулярно говорит о необходимости психотерапии для всех людей, борющихся с бесплодием. Находит ли такой подход отклик в странах постсоветского пространства?

— Это очень важный вопрос, поскольку в последнее время мы все чаще говорим про такое направление, как холизм. Медицинская трактовка этого термина подразумевает, что живые организмы состоят из множества частей, взаимодействующих между собой. И нарушение работы одной из них вызывает разлад целой системы.
Представители сильного пола гораздо реже обращаются к психологам и психотерапевтам со своими проблемами, тем более, если это касается сферы зачатия, поскольку для них данная тема все еще стигматизирована. Переживать страхи утраты мужской идентичности, стыда и «слабости» они предпочитают в одиночестве, что не лучшим образом сказывается на психике, и без того расшатанной из-за ситуации с фертильностью.
Человек должен восприниматься целостно: любая физическая болезнь имеет какие-то психические последствия, любые переживания будут сопряжены с той или иной болезнью тела. Ярчайший пример — депрессия. Это психическое заболевание, но физически организм тоже сразу реагирует: ухудшаются сон и аппетит, снижается работоспособность, растет утомляемость. Это говорит о том, что тело и психика — одно целое.

Бесплодие — не только невозможность зачать ребенка, но также и огромное количество дополнительных смыслов. Эпоха развития социальных сетей привела к тому, что теперь мы живем в мире как явной, так и скрытой конкуренции: на страницах Instagram, Facebook и т.д. постоянно видим фотографии счастливых семей с детьми, идеальных матерей, которые на вторые сутки после родов выглядят, как топ-модели. Все это приводит к тому, что человек, ­лишенный счастья родительства, сталкивается с ощущением своей неполноценности.

Бесплодные пары ощущают на себе гнет социального неодобрения: мол, вместе уже столько лет, а детей так и не завели! Часто ситуацию усугубляет бесцеремонность родственников и знакомых, постоянно спрашивающих: «Ну когда уже обрадуете?!» Мало того что супруги переживают из-за своего диагноза, они еще вынуждены постоянно сталкиваться с бестактностью и неуместным любопытством окружающих.

Конечно, семейная психотерапия очень важна, особенно парная. Еще и потому, что отношения между супругами бывают разные, как и взгляды на жизнь, посланные судьбой испытания. Не у всех получается сплотиться и поддерживать друг друга. Кто-то, напротив, занят поисками виноватого. В любом случае в такой ситуации повышается риск разлада вплоть до развода. Добавьте к этим проблемам постоянные походы по врачам, процедуры, анализы, потраченное время, что тоже не лучшим образом сказывается на психологическом состоянии обоих партнеров.

Стратегия выживания

— Что современная психотерапия может предложить таким пациентам?

— В Беларуси широко представлены такие направления, как гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия. Специалисты работают с теми негативными последствиями бесплодия для психики, о которых мы уже говорили: стыд, тревога, ощущение собственной неполноценности, одиночество.

В психологии есть такое понятие, как копинг-стратегия (говоря простыми словами — умение переживать стресс), которая может быть и конструктивной, и деструктивной. В последнем случае это уход в трудоголизм, переедание, алкогольная зависимость и т.д. Над этим тоже работают специалисты, помогающие бесплодным парам выработать индивидуальную конструктивную копинг-стратегию и сохранить психологическое здоровье.

Психотерапия, как правило, помогает забеременеть женщинам, у которых была дисфункция овуляции по причине хронического стресса. Например, перфекционистка в возрасте 30+ добилась больших высот в карьере, параллельно развивает несколько направлений бизнеса, занимается спортом, следит за собой, но не может расслабиться ни на минуту. Высокий темп жизни, высокие требования к себе, которые сочетаются еще и с высокими требованиями окружающих, привели ее к идиопатическому бесплодию.

То же самое касается мужчин: если снизить уровень стресса и тревожности, то жизнеспособность сперматозоидов повышается, а значит, растет шанс успешного зачатия.

Обойдемся без магии

Психотерапия при бесплодии требует высокого уровня компетентности специалиста, подчеркивает Светлана Жуковская:

— Невозможность забеременеть — очень глубокая остросоциальная проблема, это медицинская тема, в которой много боли и противоречивых переживаний. Как врач я настоятельно рекомендую женщинам не обращаться к психотерапевтам или психологам, которые одновременно именуют себя эзотериками. Советы про «дыхание маткой» и «лунные сутки» не имеют ничего общего с эффективной психотерапией.

lvk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter