В Беларуси могут появиться юридические посредники при расторжении брака

Третий не лишний?

Развод — дело непростое. Могу подтвердить это из личного опыта. Правда, нам с отцом ребенка все же хватило ума сохранить некую видимость отношений, чтобы общаться в дальнейшем. Скромную недвижимость разделили без проблем, хотя личные обиды, претензии, недоговоренности все же выпали в осадок. И каждый понимал: надо перешагнуть через прошлое, чтобы при случайной встрече не переходить на другую сторону улицы. А ведь некоторые мои знакомые — умные, интеллигентные, образованные люди — на дух не переносили даже упоминаний о своих бывших. Правда, при этом все равно не смогли их забыть: при каждом удобном и неудобном случае костерили почем зря, приписывая возможные и невозможные грехи. Получается, что неудачная семейная жизнь даже после своего крушения их так и не отпустила!

К сожалению, расставания супругов не редкость. В Могилеве, к примеру, на каждые два новых брака приходится один развод. Цифра может слегка колебаться в ту или иную сторону, но не слишком. Причем подобная тенденция сохраняется не одно десятилетие. «Чаще всего такие истории наполнены драматизмом, — поделилась наблюдениями старший помощник прокурора города Могилева Елена Шумейко. — Бывает, что одна из сторон даже на заседания суда вместо себя присылает адвоката, потому что не может видеть бывшую половинку. Или нанимают защитников оба — по той же причине. Люди долго и болезненно делят имущество, но все равно остаются недовольны процедурой. А самое страшное — манипулируют детьми, втягивают их в свои конфликты, заставляя принимать позицию той или иной стороны».

Случаются, конечно, исключения. Замначальника отдела ЗАГС Могилевского горисполкома Виктория Щепетильникова рассказала, что в областном центре появилось новое веяние: празднование разводов. Некоторые даже в ЗАГС обращались с просьбой провести такой церемониал, но пришлось отказать — официально подобные процедуры не предусмотрены. А вот расписывать одни и те же пары по два-три раза приходилось. Все очень просто: поссорились — развелись. Помирились — снова в ЗАГС. Но для этого надо, как минимум, общаться. А если не получается? Как тогда? Некоторые европейские страны, озаботившись проблемой роста разводов, несколько лет назад ввели новые правила расторжения брака. Обязали супружеские пары, которые пришли к такому решению, все острые вопросы обсуждать с помощью посредников. И только тогда, когда тройственные переговоры не дают результата, обращаться в судебные инстанции. 

Россия тоже пошла по этому пути. Вот-вот появятся услуги медиаторов и на белорусском юридическом рынке. Гражданский кодекс их предусматривает, и обучение особенностям такой профессии уже началось. Суды, прокуратура в медиаторах очень заинтересованы. В любом деле мировая предпочтительнее, к тому же правосудие будет избавлено от затяжных, нередко болезненных, а то и тупиковых процессов. Потому что многие из споров — очень частные, и даже после судебного решения остаются вопросы, ответить на которые способны только двое. Медиатор, уточнила Елена Шумейко, не обязательно должен мирить людей, но цивилизованно решать имущественные и другие конфликты. Так, чтобы в итоге все остались довольны. Ну или хотя бы спокойны, что тоже, согласитесь, немаловажно.

«Я считаю, что с парами, подающими на развод, должны работать еще и психологи, — подчеркнула Елена Станиславовна. — Иногда ведь даже сложно выяснить причину разрыва: люди отказываются об этом говорить. Но точка негативного отсчета ведь все равно была. Судьям профессиональный и житейский опыт порой подсказывает: в семье не все потеряно, ее можно сохранить. Иногда их советы помогают, и супруги даже благодарят за то, что смогли увидеть собственную ситуацию в ином ракурсе. Но в целом этим должны заниматься профессионалы. Дети тоже переживают, когда у мамы с папой не все гладко, — и кто знает, как потом эти травмы скажутся во взрослой жизни?» 

В любом случае помощь третьего лица не будет лишней. Поможет сохранить лицо, избавит от необходимости выносить сор из избы. В соседней России уже успели проанализировать первые результаты «вмешательства» медиаторов в семейные конфликты. Получилось, что эффект есть, и очень неплохой. Некоторые даже заявления о разводе подавать передумали. Ну а те, кто своего решения не поменял, смогли сохранить психическое здоровье. Потому что шлейф разборок никому его не прибавляет. А то, что он может тянуться годами и даже десятилетиями, не секрет. У моей соседки, например, скопилось очень объемное «личное дело» — переписка с бывшим. Тот отправляет жалобы во все инстанции — якобы она не так воспитывает детей, в быту небезупречна. А главное — задолжала круглую сумму денег, теперь же требует алименты. Экс-жена сначала молчала, потом стала предъявлять встречные претензии. В круг своих проблем они втянули множество людей. Хотя, возможно, хватило бы одного человека — но профессионала! — который бы подсказал, где лучше поставить точку. И наконец открыть новую страницу своей жизни.

svet.markova@gmail.com
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter