Третий доверенный не лишний

Новые технологии позволят защитить электронный документ от подделки

Новые технологии позволят защитить электронный документ от подделки

Прогресс в сфере компью­терной техники сделал предельно уязвимыми традиционные средства защиты бумажных документов. Чтобы соорудить липовую печать и бланк строгой отчетности, воспроизвести подписи — тут и большим умельцем не надо быть, достаточно обзавестись нужным оборудованием или обратиться в соответствующие фирмы. А есть еще частичная подделка, когда в документе, выполненном на защищенном бланке, подчищаются отдельные цифры или слова. Можно ли сделать наш документооборот более защищенным? Старший научный сотрудник Объединенного института проблем информатики Нацио­нальной академии наук Беларуси Виталий Липень считает, что это реально, если применить в этой сфере новые подходы, основанные на использовании современных информационных технологий.

— Вообще-то, внедряется достаточно много средств защиты документов, — говорит Виталий Липень. — Но на практике получается, что они порой не работают. Служащий, принимающий документ, не имеет зачастую специального оборудования и знаний эксперта-криминалиста, поэтому он может не заметить или не захотеть заметить подделку. Однако главная слабость применяемых мер состоит в том, что защищается бланк, а не содержание документа.

Казалось бы, внедрение электронного документооборота и электронной цифровой подписи эту проблему решает автоматически. Но все бы хорошо, однако слишком медленно внедряется новшество. Пока зоны электронного документооборота напоминают островки в океане бумажных документов. Большинство организаций не принимают документы в электронном виде. А уж если вам где-то предоставили защищенные документальные данные в электронном виде, а в другом месте — на бумаге с печатями и подписями, то вы получаете еще и головную боль: как все это конвертировать в единую форму?

Придать бумажным документам защитные свойства электронных призвана комбинированная технология и реализующая ее система «Контроль обращения документов (КОД)», которая разрабатывается в Объединенном институте проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. По замыслу авторов проекта, документ изготавливается сразу в двух версиях — электронной и бумажной. За идентичность их содержания должны отвечать сертифицированные средства сервера Центра удостоверения документов, который выступит в роли «третьей доверенной стороны» между эмитентами (предъявителями) и получателями (контролерами) бумажных документов.

Это будет некий «электронный нотариат», только без нотариуса. Нотариус заверяет и хранит у себя эталонную бумажную копию документа. Но он живой человек, и, чтобы сличить бумаги, к нему можно обратиться лишь в часы его работы. А система КОД, имеющая WEB-портал и работающая в автоматическом режиме, будет доступна круглые сутки, в нее можно будет войти из любой точки страны.

Если вы в качестве физического или юридического лица стали абонентом такой системы, то для вас будут доступны удаленные сетевые процедуры создания и верификации (проверки достоверности) документов по технологии КОД. При выполнении первой процедуры ваш текстовый файл передается на сервер центра и в виде электронного документа сохраняется в депозитарии. Кроме того, обеим версиям документа присваивается уникальный криптографический идентификатор, который в виде цифр и штрихкодового маркера печатается затем в бумажной версии документа.

Распечатать документ можно под управлением удаленного сервера как на чистых листах, так и на бланках строгой отчетности. Эта бумажная версия может быть заверена эмитентом стандартным способом и направлена в обычную систему документооборота.

Для проверки многих видов документов достаточно подтверждения факта нахождения его электронной версии в депозитарии. Это может выглядеть, как считывание штрихкода с упаковки товара.

Но если, допустим, на таможне, в отделе кадров или в суде возникнет необходимость провести тщательную сверку изображения на предъявленном документе с находящимся на хранении оригиналом? Тогда по удостоверенному запросу проверяющего сервер системы КОД выдаст по сети на экран уполномоченного чиновника эталонный текст. С помощью технологии КОД можно удаленно проверять достоверность идентификаторов и сличать тексты и фото удостоверений, документов ЗАГС, товарных накладных, дипломов, техпаспортов и этикеток товаров, лицензий, сертификатов, справок об уплате акцизных сборов.

Разработчики системы КОД считают, что с развитием нормативно-правовой базы, «электронный нотариат», прошедший сертификацию, мог бы выступить в роли гаранта достоверности сохраняемых в депозитарии договорных документов, удостоверенных территориально удаленными бизнес-партнерами электронным способом при заключении контракта по сети.

Правда, сразу же возникает вопрос: многие документы носят конфиденциальный характер, а тут получается, что любой желающий имеет возможность заглянуть в них? Оказывается, нет. Доступ к таким документам может быть предоставлен только их эмитентам и работникам правоохранительных структур, служб государственного контроля, прокуратуры, налоговых органов, обладающих необходимыми полномочиями. В интересах последних возможен компьютерный анализ содержания электронных версий документов, сохраняемых в депозитарии. Это, по мнению специалистов, сделает хозяйственную деятельность более прозрачной и сократит число преступлений.

— Что касается перспективы внедрения нашей системы, то хотя работы ведутся в рамках государственной комплексной программы научных исследований «Инфотех», радужными их не назовешь, — признается Виталий Липень. — Технология КОД уже многократно представлялась на международных конференциях, а информация о ней официально направлялась в ряд министерств. Но убедить потенциальных заказчиков пока не удается. Тем не менее мы не теряем надежды, что в своих запросах они больше будут ориентироваться на отечественные разработки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter