Новые технологии позволят защитить электронный документ от подделки
Прогресс в сфере компьютерной техники сделал предельно уязвимыми традиционные средства защиты бумажных документов. Чтобы соорудить липовую печать и бланк строгой отчетности, воспроизвести подписи — тут и большим умельцем не надо быть, достаточно обзавестись нужным оборудованием или обратиться в соответствующие фирмы. А есть еще частичная подделка, когда в документе, выполненном на защищенном бланке, подчищаются отдельные цифры или слова. Можно ли сделать наш документооборот более защищенным? Старший научный сотрудник Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Беларуси Виталий Липень считает, что это реально, если применить в этой сфере новые подходы, основанные на использовании современных информационных технологий.
— Вообще-то, внедряется достаточно много средств защиты документов, — говорит Виталий Липень. — Но на практике получается, что они порой не работают. Служащий, принимающий документ, не имеет зачастую специального оборудования и знаний эксперта-криминалиста, поэтому он может не заметить или не захотеть заметить подделку. Однако главная слабость применяемых мер состоит в том, что защищается бланк, а не содержание документа.
Казалось бы, внедрение электронного документооборота и электронной цифровой подписи эту проблему решает автоматически. Но все бы хорошо, однако слишком медленно внедряется новшество. Пока зоны электронного документооборота напоминают островки в океане бумажных документов. Большинство организаций не принимают документы в электронном виде. А уж если вам где-то предоставили защищенные документальные данные в электронном виде, а в другом месте — на бумаге с печатями и подписями, то вы получаете еще и головную боль: как все это конвертировать в единую форму?
Придать бумажным документам защитные свойства электронных призвана комбинированная технология и реализующая ее система «Контроль обращения документов (КОД)», которая разрабатывается в Объединенном институте проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. По замыслу авторов проекта, документ изготавливается сразу в двух версиях — электронной и бумажной. За идентичность их содержания должны отвечать сертифицированные средства сервера Центра удостоверения документов, который выступит в роли «третьей доверенной стороны» между эмитентами (предъявителями) и получателями (контролерами) бумажных документов.
Это будет некий «электронный нотариат», только без нотариуса. Нотариус заверяет и хранит у себя эталонную бумажную копию документа. Но он живой человек, и, чтобы сличить бумаги, к нему можно обратиться лишь в часы его работы. А система КОД, имеющая WEB-портал и работающая в автоматическом режиме, будет доступна круглые сутки, в нее можно будет войти из любой точки страны.
Если вы в качестве физического или юридического лица стали абонентом такой системы, то для вас будут доступны удаленные сетевые процедуры создания и верификации (проверки достоверности) документов по технологии КОД. При выполнении первой процедуры ваш текстовый файл передается на сервер центра и в виде электронного документа сохраняется в депозитарии. Кроме того, обеим версиям документа присваивается уникальный криптографический идентификатор, который в виде цифр и штрихкодового маркера печатается затем в бумажной версии документа.
Распечатать документ можно под управлением удаленного сервера как на чистых листах, так и на бланках строгой отчетности. Эта бумажная версия может быть заверена эмитентом стандартным способом и направлена в обычную систему документооборота.
Для проверки многих видов документов достаточно подтверждения факта нахождения его электронной версии в депозитарии. Это может выглядеть, как считывание штрихкода с упаковки товара.
Но если, допустим, на таможне, в отделе кадров или в суде возникнет необходимость провести тщательную сверку изображения на предъявленном документе с находящимся на хранении оригиналом? Тогда по удостоверенному запросу проверяющего сервер системы КОД выдаст по сети на экран уполномоченного чиновника эталонный текст. С помощью технологии КОД можно удаленно проверять достоверность идентификаторов и сличать тексты и фото удостоверений, документов ЗАГС, товарных накладных, дипломов, техпаспортов и этикеток товаров, лицензий, сертификатов, справок об уплате акцизных сборов.
Разработчики системы КОД считают, что с развитием нормативно-правовой базы, «электронный нотариат», прошедший сертификацию, мог бы выступить в роли гаранта достоверности сохраняемых в депозитарии договорных документов, удостоверенных территориально удаленными бизнес-партнерами электронным способом при заключении контракта по сети.
Правда, сразу же возникает вопрос: многие документы носят конфиденциальный характер, а тут получается, что любой желающий имеет возможность заглянуть в них? Оказывается, нет. Доступ к таким документам может быть предоставлен только их эмитентам и работникам правоохранительных структур, служб государственного контроля, прокуратуры, налоговых органов, обладающих необходимыми полномочиями. В интересах последних возможен компьютерный анализ содержания электронных версий документов, сохраняемых в депозитарии. Это, по мнению специалистов, сделает хозяйственную деятельность более прозрачной и сократит число преступлений.
— Что касается перспективы внедрения нашей системы, то хотя работы ведутся в рамках государственной комплексной программы научных исследований «Инфотех», радужными их не назовешь, — признается Виталий Липень. — Технология КОД уже многократно представлялась на международных конференциях, а информация о ней официально направлялась в ряд министерств. Но убедить потенциальных заказчиков пока не удается. Тем не менее мы не теряем надежды, что в своих запросах они больше будут ориентироваться на отечественные разработки.