Третье рождение ружанского Версаля

В июле будет готов Восточный флигель резиденции Сапегов

В июле туристы впервые смогут взглянуть на отреставрированный Восточный флигель резиденции Сапегов

Взлет и сокрушительное падение. Роскошь и обнищание. Могущество и бессилие зияющих провалами руин. Ружанское имение знаменитого рода Сапегов рождает сегодня только сильные, контрастные эмоции. И вздохи сожаления. Изящные экипажи, шелест бальных платьев, войны, именитые особы, интриги и заговоры, победы и поражения — за три столетия этот величавый дворец видел все. Его память переполнена до краев золотом и кровью. Кто бы мог подумать, что в 21-м веке, пережив два возрождения и фактическую смерть, эти сиятельные стены снова начнут возвращать себе прежнее достоинство и гордую осанку.

Триумфальная арка (как называют главные ворота дворца) встречает паутиной деревянных лесов и запахом свежей штукатурки. Работа кипит здесь семь дней в неделю, без выходных. Ворота с массивным фамильным гербом «Lis» практически готовы. Сейчас все силы специалистов ОАО «Брест­реставрация» брошены на Восточный флигель. К началу июля корпус должен быть как новенький: после торжественного открытия он примет первых туристов. Времени мало, забот много: все-таки объекту не 20—30 лет, а несколько веков.

Собственно, восстанавливаемый сейчас флигель — это двух­этажное здание бывшей сапеговской канцелярии. Его зеркальное отражение по левую сторону ворот — кордегардия, или жилой корпус стражников. Первый почти завершен. Второй — все еще в руинах.

— В Восточном флигеле после окончания работ разместятся музей рода Сапегов и ряд выставочных залов. Подробные биографии и портреты всех представителей знаменитой фамилии, оружие 16—18 веков, Статут и Трибунал ВКЛ, старинные монеты и другие ценные экспонаты, картинную галерею — все это можно будет увидеть здесь уже в июле, — рассказывает мне Руслан Книга, специалист по охране историко-культурного наследия отдела культуры Пружанского райисполкома. — Реконструкция Западного флигеля начнется сразу после археологических раскопок, в июне. Проектно-сметная документация по нему полностью готова. В этом крыле, помимо административных помещений и продолжения экспозиции музея, откроется зал для венчания. Молодожены смогут заключить брак в лучших традициях наших славных предков и облачиться в наряды ясновельможных персон: князей, графов и европейских монархов.

…Мы пересекаем линию ворот и оказываемся на огромной, как «Минск-Арена», территории дворца. Прямо по курсу — могучие руины Северного, главного, корпуса. Два изящных полукруга римских аркад. Массивный Западный корпус театра-манежа. И прекрасно сохранившиеся хозворота. Даже беглый осмотр родового гнезда заставляет восторженно согласиться с современниками Сапегов: внешне эта резиденция напоминает второй Версаль. Явные параллели придворного архитектора Яна Самуэля Беккера с дворцом Людовика XIV в данном случае уместны. Здесь не раз останавливались монархи и сиятельные особы своего времени. Несколько десятилетий этот роскошный дворец был центром культурной и политической жизни ВКЛ. В Ружаны вели одни из самых главных дорог эпохи.

Нынешний вид резиденции — лишь финальный аккорд истории. То, что сохранилось после ряда перестроек и пожаров. Первоначальный оборонительный замок, который возвел на этом валу канцлер ВКЛ Лев Сапега после покупки Ружан, увы, не сохранился. В конце 17-го века его разрушили войска конфедератов (Радзивиллов, Огинских и Вишневецких), не оставив камня на камне ни от укреплений, ни от самого города непреклонного канцлера. Доподлинно известно, что знаменитый магнат с невиданной пышностью принимал здесь короля Жигимонта III Вазу и королевича Владислава. По одной из версий, отсюда начинался путь российского самозванца Лже­дмитрия I.

На восстановление фамильного гнезда понадобилось несколько десятилетий. По заказу Александра Сапеги Ян Самуэль Беккер готовит проект нового дворца, и он расцветает на глазах. Именно в это время переделан главный корпус и его интерьеры, возведены полукружья аркад, построены здание театра и манеж, кордегардия и канцелярия. Уже в 1784 году Александр Сапега принимал здесь короля Станислава Августа Понятовского с той же роскошью, что и предки. Но разделы Речи Посполитой заметно ослабили влияние некогда могущественного рода — Сапеги покидают Ружаны… По иронии судьбы роскошный дворцово-парковый ансамбль сначала отдается Франтишком Сапегой под суконное производство, а в 1810 году и вовсе в аренду предпринимателю Лейбе Пинесу под фабрику. Итог предсказуем: постройки ансамбля использовались под цеховые помещения и жилье. Перекраивалась внутренняя планировка и фасады. Былое магнатское великолепие дворцовых залов сменилось прозой мануфактурного производства. Вместо картин и зеркал — бесконечные полотна свежевыкрашенного сукна, вместо шелеста бальных платьев — шуршание ткацких челноков, вместо игры скрипок и флейт — щелканье конторских костяшек, подсчитывающих прибыли новых хозяев.

В августе 1914 года от пожара в деревянной пристройке сгорел главный корпус. В 1930-е его пытались воссоздать, но в 1944-м фашисты варварски поставили крест на этих благих начинаниях: от здания театра и манежа остался только красный кирпичный скелет.

— После подавления восстания 1830—1831 годов все владения Сапегов конфисковали. В том числе и Ружаны с их знаменитым «сапежинским собранием»: произведениями европейского искусства, редким оружием, трофеями прошедших войн, золотой и серебряной посудой, родовыми реликвиями, подарками и наградами монархов, а также архивом и драгоценными книгами личной библиотеки. В начале 18-го века в ней насчитывалось более 3000 тысяч томов, коллекция по праву носила звание крупнейшей в княжестве, — идем по величественным руинам с Русланом Книгой. — В трехэтажных подвалах резиденции хранилась казна ВКЛ и арсенал. Именно здесь прятали от войск царя Алексея Михайловича мощи Святого Казимира — небесного покровителя Великого княжества Литовского. Театр Сапегов, техническое оснащение которого позволяло трижды за время спектакля менять декорации, славился на все княжество. В труппе числилось 60 крепостных артистов и танцовщиков, 40 музыкантов. Они учились в Италии. Их игра завораживала и восхищала всю высшую знать ВКЛ.

Удивительно, но факт. Даже сегодня, спустя два с лишним века с момента угасания, знаменитая резиденция магнитом тянет кладоискателей. Одни ищут подземные ходы, ведущие из дворца к костелу Святой Троицы в Ружанах. Вторые не теряют надежды отыскать сокровища Сапегов. Шутки шутками, а в начале 1980-х сюда ехали целые поисковые экспедиции. Одна из них жила в поместье несколько дней и метр за метром прослушивала кладку стен металоискателями. На третьи сутки, вспоминают местные жители, из скрытой ниши «триумфальной арки» поисковики выволокли и погрузили в «рафик» огромную скульптуру. Пока прибыла милиция, черных археологов давно след простыл.

— Все, кто приезжает в Ружаны на экскурсию, в восторге говорят: эта красота не должна пропасть. Так-то оно так, но одних слов в данном случае недостаточно — нужны средства. И немалые. По инициативе председателя Пружанского райисполкома Александра Юркевича в 2008 году начались и сейчас продолжаются восстановительные работы. Львиную долю средств выделяет бюджет района, частично помогает область. Однако освоенные 3 млрд. рублей — капля в море: ружанский комплекс требует гораздо более серьезных инвестиций, — убежден Николай Кудравец, заместитель председателя Пружанского райисполкома. — В перспективных планах реставраторов значится Западный корпус, где раньше размещался знаменитый театр Сапегов. Здание планируется воссоздать в прежнем виде. И дальше откладывать уже некуда: не сделаем сейчас, стены могут попросту рассыпаться. Как быть с другими объектами резиденции, мы не знаем. Пока этот памятник не включат в республиканскую инвестиционную программу, речь может вестись только о точечных локальных работах.

Первый шаг сделан — величественная триумфальная арка белорусского Версаля встречает гостей с высоко поднятой головой. Пройдя под родовым сапеговским гербом «Lis», вы попадете в город теней и руин. Они помнят многое и многих. Они молчат. Главное — дать им шанс рассказать о славе былых хозяев. Поведать о золотой эпохе изящных экипажей, бальных платьев, войн, именитых особ, интриг и заговоров. Ведь это так увлекательно!

Прямая речь

Владимир КАЗАКОВ, научный руководитель объекта, директор филиала «Брестреставрацияпроект»:

— Ружанский дворцово-парковый ансамбль — один из уникальных исторических объектов Беларуси, связанных с династией Сапегов. Благодаря таланту Яна Самуэля Беккера мы сегодня любуемся архитектурной жемчужиной в стиле барокко. Главная проблема — в высоком проценте разрушения строений и, соответственно, колоссальных средствах, которые необходимы на воссоздание всего комплекса. В этой связи возникли споры специалистов: стоит ли восстанавливать ружанское поместье целиком. Замки в Новогрудке и Гольшанах, например, представляют собой законсервированные руины. Думаю, в Ружанах уместнее всего было бы пойти по пути смешанной реставрации: часть наиболее важных объектов воссоздать, а остальные — законсервировать, сохранив для современников и потомков уникальную штукатурку и кирпичную кладку тех времен.

----------------------------------

 
 Работа над Триумфальной аркой и Восточным флигелем уже завершается...
 
 
 
 
 
 
  ...затем на очереди - Западный флигель и другие постройки комплекса.
 
 
 
 
 
 
 Фото: Василий МАТВЕЕВ
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter