В июле туристы впервые смогут взглянуть на отреставрированный Восточный флигель резиденции Сапегов
Взлет и сокрушительное падение. Роскошь и обнищание. Могущество и бессилие зияющих провалами руин. Ружанское имение знаменитого рода Сапегов рождает сегодня только сильные, контрастные эмоции. И вздохи сожаления. Изящные экипажи, шелест бальных платьев, войны, именитые особы, интриги и заговоры, победы и поражения — за три столетия этот величавый дворец видел все. Его память переполнена до краев золотом и кровью. Кто бы мог подумать, что в 21-м веке, пережив два возрождения и фактическую смерть, эти сиятельные стены снова начнут возвращать себе прежнее достоинство и гордую осанку.
Триумфальная арка (как называют главные ворота дворца) встречает паутиной деревянных лесов и запахом свежей штукатурки. Работа кипит здесь семь дней в неделю, без выходных. Ворота с массивным фамильным гербом «Lis» практически готовы. Сейчас все силы специалистов ОАО «Брестреставрация» брошены на Восточный флигель. К началу июля корпус должен быть как новенький: после торжественного открытия он примет первых туристов. Времени мало, забот много: все-таки объекту не 20—30 лет, а несколько веков.
Собственно, восстанавливаемый сейчас флигель — это двухэтажное здание бывшей сапеговской канцелярии. Его зеркальное отражение по левую сторону ворот — кордегардия, или жилой корпус стражников. Первый почти завершен. Второй — все еще в руинах.
— В Восточном флигеле после окончания работ разместятся музей рода Сапегов и ряд выставочных залов. Подробные биографии и портреты всех представителей знаменитой фамилии, оружие 16—18 веков, Статут и Трибунал ВКЛ, старинные монеты и другие ценные экспонаты, картинную галерею — все это можно будет увидеть здесь уже в июле, — рассказывает мне Руслан Книга, специалист по охране историко-культурного наследия отдела культуры Пружанского райисполкома. — Реконструкция Западного флигеля начнется сразу после археологических раскопок, в июне. Проектно-сметная документация по нему полностью готова. В этом крыле, помимо административных помещений и продолжения экспозиции музея, откроется зал для венчания. Молодожены смогут заключить брак в лучших традициях наших славных предков и облачиться в наряды ясновельможных персон: князей, графов и европейских монархов.
…Мы пересекаем линию ворот и оказываемся на огромной, как «Минск-Арена», территории дворца. Прямо по курсу — могучие руины Северного, главного, корпуса. Два изящных полукруга римских аркад. Массивный Западный корпус театра-манежа. И прекрасно сохранившиеся хозворота. Даже беглый осмотр родового гнезда заставляет восторженно согласиться с современниками Сапегов: внешне эта резиденция напоминает второй Версаль. Явные параллели придворного архитектора Яна Самуэля Беккера с дворцом Людовика XIV в данном случае уместны. Здесь не раз останавливались монархи и сиятельные особы своего времени. Несколько десятилетий этот роскошный дворец был центром культурной и политической жизни ВКЛ. В Ружаны вели одни из самых главных дорог эпохи.
Нынешний вид резиденции — лишь финальный аккорд истории. То, что сохранилось после ряда перестроек и пожаров. Первоначальный оборонительный замок, который возвел на этом валу канцлер ВКЛ Лев Сапега после покупки Ружан, увы, не сохранился. В конце 17-го века его разрушили войска конфедератов (Радзивиллов, Огинских и Вишневецких), не оставив камня на камне ни от укреплений, ни от самого города непреклонного канцлера. Доподлинно известно, что знаменитый магнат с невиданной пышностью принимал здесь короля Жигимонта III Вазу и королевича Владислава. По одной из версий, отсюда начинался путь российского самозванца Лжедмитрия I.
На восстановление фамильного гнезда понадобилось несколько десятилетий. По заказу Александра Сапеги Ян Самуэль Беккер готовит проект нового дворца, и он расцветает на глазах. Именно в это время переделан главный корпус и его интерьеры, возведены полукружья аркад, построены здание театра и манеж, кордегардия и канцелярия. Уже в 1784 году Александр Сапега принимал здесь короля Станислава Августа Понятовского с той же роскошью, что и предки. Но разделы Речи Посполитой заметно ослабили влияние некогда могущественного рода — Сапеги покидают Ружаны… По иронии судьбы роскошный дворцово-парковый ансамбль сначала отдается Франтишком Сапегой под суконное производство, а в 1810 году и вовсе в аренду предпринимателю Лейбе Пинесу под фабрику. Итог предсказуем: постройки ансамбля использовались под цеховые помещения и жилье. Перекраивалась внутренняя планировка и фасады. Былое магнатское великолепие дворцовых залов сменилось прозой мануфактурного производства. Вместо картин и зеркал — бесконечные полотна свежевыкрашенного сукна, вместо шелеста бальных платьев — шуршание ткацких челноков, вместо игры скрипок и флейт — щелканье конторских костяшек, подсчитывающих прибыли новых хозяев.
В августе 1914 года от пожара в деревянной пристройке сгорел главный корпус. В 1930-е его пытались воссоздать, но в 1944-м фашисты варварски поставили крест на этих благих начинаниях: от здания театра и манежа остался только красный кирпичный скелет.
— После подавления восстания 1830—1831 годов все владения Сапегов конфисковали. В том числе и Ружаны с их знаменитым «сапежинским собранием»: произведениями европейского искусства, редким оружием, трофеями прошедших войн, золотой и серебряной посудой, родовыми реликвиями, подарками и наградами монархов, а также архивом и драгоценными книгами личной библиотеки. В начале 18-го века в ней насчитывалось более 3000 тысяч томов, коллекция по праву носила звание крупнейшей в княжестве, — идем по величественным руинам с Русланом Книгой. — В трехэтажных подвалах резиденции хранилась казна ВКЛ и арсенал. Именно здесь прятали от войск царя Алексея Михайловича мощи Святого Казимира — небесного покровителя Великого княжества Литовского. Театр Сапегов, техническое оснащение которого позволяло трижды за время спектакля менять декорации, славился на все княжество. В труппе числилось 60 крепостных артистов и танцовщиков, 40 музыкантов. Они учились в Италии. Их игра завораживала и восхищала всю высшую знать ВКЛ.
Удивительно, но факт. Даже сегодня, спустя два с лишним века с момента угасания, знаменитая резиденция магнитом тянет кладоискателей. Одни ищут подземные ходы, ведущие из дворца к костелу Святой Троицы в Ружанах. Вторые не теряют надежды отыскать сокровища Сапегов. Шутки шутками, а в начале 1980-х сюда ехали целые поисковые экспедиции. Одна из них жила в поместье несколько дней и метр за метром прослушивала кладку стен металоискателями. На третьи сутки, вспоминают местные жители, из скрытой ниши «триумфальной арки» поисковики выволокли и погрузили в «рафик» огромную скульптуру. Пока прибыла милиция, черных археологов давно след простыл.
— Все, кто приезжает в Ружаны на экскурсию, в восторге говорят: эта красота не должна пропасть. Так-то оно так, но одних слов в данном случае недостаточно — нужны средства. И немалые. По инициативе председателя Пружанского райисполкома Александра Юркевича в 2008 году начались и сейчас продолжаются восстановительные работы. Львиную долю средств выделяет бюджет района, частично помогает область. Однако освоенные 3 млрд. рублей — капля в море: ружанский комплекс требует гораздо более серьезных инвестиций, — убежден Николай Кудравец, заместитель председателя Пружанского райисполкома. — В перспективных планах реставраторов значится Западный корпус, где раньше размещался знаменитый театр Сапегов. Здание планируется воссоздать в прежнем виде. И дальше откладывать уже некуда: не сделаем сейчас, стены могут попросту рассыпаться. Как быть с другими объектами резиденции, мы не знаем. Пока этот памятник не включат в республиканскую инвестиционную программу, речь может вестись только о точечных локальных работах.
Первый шаг сделан — величественная триумфальная арка белорусского Версаля встречает гостей с высоко поднятой головой. Пройдя под родовым сапеговским гербом «Lis», вы попадете в город теней и руин. Они помнят многое и многих. Они молчат. Главное — дать им шанс рассказать о славе былых хозяев. Поведать о золотой эпохе изящных экипажей, бальных платьев, войн, именитых особ, интриг и заговоров. Ведь это так увлекательно!
Прямая речь
Владимир КАЗАКОВ, научный руководитель объекта, директор филиала «Брестреставрацияпроект»:
— Ружанский дворцово-парковый ансамбль — один из уникальных исторических объектов Беларуси, связанных с династией Сапегов. Благодаря таланту Яна Самуэля Беккера мы сегодня любуемся архитектурной жемчужиной в стиле барокко. Главная проблема — в высоком проценте разрушения строений и, соответственно, колоссальных средствах, которые необходимы на воссоздание всего комплекса. В этой связи возникли споры специалистов: стоит ли восстанавливать ружанское поместье целиком. Замки в Новогрудке и Гольшанах, например, представляют собой законсервированные руины. Думаю, в Ружанах уместнее всего было бы пойти по пути смешанной реставрации: часть наиболее важных объектов воссоздать, а остальные — законсервировать, сохранив для современников и потомков уникальную штукатурку и кирпичную кладку тех времен.
----------------------------------
Работа над Триумфальной аркой и Восточным флигелем уже завершается...
...затем на очереди - Западный флигель и другие постройки комплекса.
Фото: Василий МАТВЕЕВ