Ремесло валяльщика валенок снова в большом почете

Треплют, катают, зиму таскают

На выделку одной пары валенок затрачивается 16—18 часов. Причем это не общее время, необходимое для изготовления готовой к носке обуви, а чистое время кропотливой ручной работы
Изготовление валенок для многодетной семьи Цыро из Верхнедвинска не просто многолетнее хобби. Были годы, когда это увлечение являлось основным источником дохода. Благо кустарная обувка оказалась очень востребованной и стала настоящим брендом района. Она разъехалась в дюжину стран, и наверняка сегодня ее владельцы вспоминают верхнедвинских валяльщиков с теплотой и благодарностью.


Для многих иностранцев валенки наряду с лаптями и шапками-ушанками — славянская экзотика, этакая сувенирная продукция, как те же матрешки, резные ложки, льняные куклы и тому подобное. Хотя это несколько искаженное восприятие. Прообразом валенок стали традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии — пимы, история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет. В Сибири, кстати, до сих пор валенки часто называют пимами. На территории Руси они начали появляться в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена. А широкое распространение в России валенки приобрели лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого такая обувь считалась достаточно дорогой, ее могли себе позволить довольно зажиточные люди. В 1900 году на сапого-валяльных фабриках России было произведено 1,4 млн пар валенок на сумму 2,1 млн рублей. Тогда одна пара стоила 1,5 рубля, в 1912 году — 2 рубля, а в конце 1916 года, когда уже шла Первая мировая война, спекулятивная цена доходила до 12—18 рублей за пару.

Во второй половине XX века валенки начали стремительно терять популярность, на смену им пришла более легкая и влагостойкая обувь. Они стали ассоциироваться с традиционным деревенским стилем одежды. Однако в последние годы мода на валенки вернулась, их заметно осовременили, но технология валяния, в принципе, осталась прежней. Более того — это древнее ремесло способно приносить неплохой доход. Несколько лет назад для Михаила и Раисы Цыро, живущих на окраине Верхнедвинска и воспитывающих троих детей, валяние валенок оказалось настоящим спасением. Когда Раиса ушла в декретный отпуск, а Михаил лишился работы, это ремесло их очень выручило.


Руки у Михаила большие, крепкие и в то же время мягкие, чувствительные.

Он с детства привык самыми кончиками пальцев чувствовать овечью шерсть, из которой его мать валяла теплую удобную обувь.

— Нас у матери было трое — я и две мои старшие сестры. Мы с ранних лет приучались к рукоделию, — вспоминает Михаил. — Сестры шили, вязали, а меня мама, которая сама была отменной мастерицей, учила валять валенки.

С пяти лет Миша уже пропадал в бане, где традиционно вершилось таинство валяния. Хотя сил у ребенка для этого дела явно не хватало.

— Такая работа больше подходит мужчинам, поскольку требует чересчур много физических сил, — поясняет Михаил. — На изготовление одного валенка идет примерно 1 килограмм шерсти. Вроде бы немного. Однако в процессе валяния шерсть замачивается в кипятке — ее компактный скруток способен впитать до полутора ведер воды, и мастеру приходится с этим весом работать.


А еще это довольно длительный процесс. Михаил, которого не назовешь новичком в валянии, на выделку одной пары валенок затрачивает 16—18 часов. Причем это не общее время, необходимое для изготовления готовой к носке обуви, а чистое время кропотливой ручной работы. Все эти часы валяльщик орудует тяжелой деревянной каталкой, которой сбивает пластину мокрой шерсти в плотный войлок — готовит основу для обуви. Затем готовые пластины сбитой шерсти нужно осадить на форму, что тоже требует определенных усилий. После всех этих манипуляций еще около двух суток уходит на просушку валенок.

Хочется задаться вопросом: а стоит ли овчинка выделки? Раиса Цыро вспоминает, как сели с мужем на скудное пособие, которое выплачивалось на новорожденного ребенка. Денег не хватало не только на обновки, далеко не всегда могли продукты на рынке купить. А тут еще и строительство своего дома. Взялись за производство валенок. Сначала Михаил совершенствовал полученные в детстве навыки, потом жену к этому делу пристрастил. И финансовые дела постепенно пошли в гору. Вспоминают, что умудрялись за зиму свалять до 100 пар. Приходилось, конечно, едва ли не сутками пропадать в бане, где у них было налажено производство. Но результат стоит затраченных усилий: в зависимости от размера и отделки пара валенок уходит за 40—150 долларов. Причем товар не залеживается.

Впрочем, деньги — далеко не единственный доход от ремесленничества четы Цыро. Валенки — сегодня товар довольно специфический. Эта обувь не менялась на протяжении сотен лет. Похоже, не изменились и способы ее реализации. Михаил попробовал применить в торговле новейшие технологии, интернет. Но на виртуальных площадках работа не заладилась. Точнее, вообще не принесла никакой отдачи.

— В интернете хорошо покупать электробритву, брюки, рыболовную удочку. Это фабричные товары. А вот валенки сегодня — это что-то из области мифологии, сказок, если хотите. И отношение к ним соответствующее. Их нужно обязательно подержать в руках, пощупать, ощутить мягкость, тепло. Наконец, померить, ведь не человек выбирает себе валенки, а валенки — своего владельца.


Методом проб и ошибок Цыро выяснили, что валенки пользуются большим спросом на ярмарках, где сама атмосфера располагает к покупке таких товаров.

И Михаил со всем своим семейством начал путешествовать. Садились в машину, набивали багажник валенками и ехали по нашей стране. Проложили маршруты и в Россию, добирались до Псковской области и дальше. Посещали ярмарки, заводили знакомства.

— По сути, нас временами можно сравнить с коробейниками, — улыбается Михаил. — Так же, как и они, мы любим хорошенько поработать, а потом точно так же отдохнуть, посмотреть новые места и достопримечательности, познакомиться с интересными людьми. Приходится проявлять находчивость, смекалку. Все это дорогого стоит.

Общения на ярмарках действительно хватает. Да и новых впечатлений с избытком. Михаил с искоркой в глазах вспоминает, как торговались с настоятельницей монастыря. Она придирчиво выбирала несколько пар валенок для послушниц. Дотошно щупала материал, взвешивала в руках, уточняла, будут ли хорошо носиться.

— А как до самой дело дошло, выбрала себе самые красивые — белые с черной косой по верху. Обула — и куда только вся суровость подевалась! Подобрала рясу и давай пританцовывать — и так, и этак, улыбалась счастливо, как ребенок. Вот вам и строгая настоятельница!

Как-то на ярмарке, которая проходила в дни “Славянского базара в Витебске”, к лавке верхнедвинских валяльщиков подошел немец. Он долго с помощью переводчика объяснял, что хочет найти валенки для жены и внучки — непременно одинакового серого цвета. Выбирал более часа. В отчаянии даже просил продавщиц разуться, чтобы заочно сравнить их ноги со ступнями оставшейся в Германии жены.

Супруги Цыро перебивают друг друга, вспоминают, как определяли потенциальных покупателей. Однажды Михаил заметил женщину за сто метров от своей лавки. Уверенно сказал: “Обязательно у нас пару купит!” И угадал. Раиса удивлялась: как? А Михаил объяснил, что эта женщина, как только вошла на рынок, так глазами за валенки и зацепилась. Ходила по рядам, а сама только в их сторону и посматривала. Кстати, купленные ею валенки уехали в Австрию — в качестве подарка мужу-немцу.

К таким путешествиям своей продукции Михаил давно привык и не удивляется. Ему доподлинно известно, что валенки “мэйд ин Верхнедвинск” можно найти в Канаде, Франции, Испании, Германии, Польше, Литве, Латвии. Что уж говорить об Украине и России. Даже представители таких стран, как Швеция и Финляндия, где, казалось бы, на выпуске теплой обуви и одежды собаку съели, не устояли перед валенками Цыро. Михаил объясняет это просто. Там есть своя традиционная войлочная обувь, но производится она швейным методом. Цельные же валенки — нечто диковинное, скорее, сувенирное. Мастер вспоминает, как у него приобрели самую маленькую пару — на годовалого ребенка. И повесили на зеркало автомобиля, как брелок.

Дети Цыро уже подросли. Строительство дома завершено. Раиса работает учителем, а Михаил — в сфере ЖКХ. И хотя финансовые сложности этой семьи остались в прошлом, ремесленничество супруги не забросили.

Во-первых, каждый год находятся друзья, родственники, коллеги, которым нужны валенки для матери, внучки, дедушки. А во-вторых, для Михаила очень важно сохранить самому и передать следующим поколениям мастерство валяния — в знак уважения к своим предкам. Когда-то его мать сетовала: “Если Мишка мой не переймет опыт, все — потеряется дело”. Теперь сам так рассуждает, потому и детей своих — Диму, Тамару и Галину — постепенно обучает нелегкому ремеслу. К тому же валенки нынче снова в моде, а значит, семья Цыро еще не раз покажет мастер-класс.

“Шерстяной” календарь

По поверьям верхнедвинских мастеров осенью стричь овец нежелательно. Шерсть будет плохо идти в катку, ее сложно сбивать в войлок, а валенки получатся хотя и мягкие, но рыхлые и недолговечные. Лучшая шерсть для валяния — весенняя. Стригут овец традиционно до Юрья. Затем до Миколы заготавливать шерсть нельзя. После 22 мая шерсть считается уже летней. Она тоже неплохая. С 28 августа по 21 сентября — вновь запрет на стрижку овец. После заготовку шерсти вести можно, но нежелательно — она получается “зимней”. Нужно опять ждать весны.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter