Новый главный тренер женской сборной Беларуси Петр Хилько готовит команду к прорыву

Тренер–мотиватор и девушки–зажигалочки

Что–то не так. Уже больше месяца, как женская волейбольная сборная страны поменяла главного тренера, а с Петром Хилько, который возглавил команду, не вышло на страницах газет ни строчки, ни полстрочки. Между тем волейбол сегодня едва ли не самый успешный игровой вид спорта в Беларуси: мужчины — постоянные участники последних топ–турниров, женщины — шесть раз выступали в финальных стадиях чемпионатов Европы, а клубы регулярно доходят до четвертьфиналов европейских турниров. И все равно — молчок.



С Петром Хилько мы познакомились в мае прошлого года. Сидели на трибунах брестского спорткомплекса «Виктория» и вели грустную беседу о том, как «трудно жить без пистолета». Вернувшись в Брест из России и встав у руля родного «Прибужья», он сделал, казалось, невозможное: играя со своими девчатами, по сути, в долг, сумел привести команду к чемпионству. Волейбольное «золото» прибыло в Брест спустя 11 лет. Впрочем, это не сняло финансовые вопросы, и летом команду пришлось распустить. Из прошлогоднего состава осталось всего два игрока. Петр Хилько и Валерий Заровский (отец–основатель женского брестского волейбола) унывать не стали: набрали в состав совсем юных воспитанниц местной спортшколы и снова ринулись в бой. И что вы думаете? Дерутся, грызутся, брыкаются с матерыми лидерами и даже больше того: выиграли Кубок Беларуси! Стоит ли удивляться, что вскоре Хилько получил предложение встать у руля национальной сборной?

Чувствую, в мае снова придется навестить Брест и, сидя на той же трибуне «Виктории», вести беседу. Надеюсь только, что будет она веселее. В конце весны нашей сборной предстоит сдать серьезный экзамен: разыграть путевку в финальную стадию чемпионата Европы в матчах третьего раунда квалификации с оппонентками из Украины. Домашний поединок Хилько желает зазвать в Брест. В случае успеха можно будет собирать чемоданы и ехать на европейское первенство, которое пройдет с 26 сентября по 4 октября в Бельгии и Голландии. В группе «C» своего соперника уже ждут команды России, Хорватии и Болгарии. С «украинского вопроса» мы и начали разговор.

— В связи с известными событиями любой вопрос, относящийся к украинскому спорту и к сборным этой страны, сегодня имеет «двойное дно»: что будет завтра — бабка надвое сказала. И все же спрошу: украинские волейболистки нынче сильны?

— Если им удастся собрать всех лучших — они будут не просто сильны, а очень сильны. Но сделать это украинкам не удавалось давно: по разным причинам многие лидеры просто отказывались приезжать в команду. А кто туда приедет в мае, как вы понимаете, сегодня сказать вообще невозможно. Как нет пока точной даты и места проведения нашего гостевого поединка.

— А нам удастся собрать всех сильнейших?

— Я очертил для себя круг кандидатов, который включает 28 игроков. Практически со всеми из них уже переговорил и заручился согласием. Есть, правда, некоторые тонкости и детали, но категорического «нет» не сказал никто. Даже Вика Гурова, которая пока не дала окончательного согласия. Она в хорошей форме, играет в высшей лиге «А» чемпионата России за «Северянку», а в следующем сезоне команда наверняка сыграет в Суперлиге. Очень хотел бы видеть ее в сборной, но у Вики личные мотивы, которые я прекрасно понимаю. И потому приму любое ее решение.

— Новые имена в вашем списке есть?

— Да, но фамилии называть пока не стану. Скажу лишь, что в списке есть как легионерки, так и игроки из национального первенства — примерно 50 на 50. Звезд мировой величины уровня Екатерины Гамовой среди девчат нет, зато есть конкуренция и выбор, а это уже немало.



— Вы ведь следили за сборной раньше? Были у вас мысли: чего команде не хватает, где добавить?

— Если честно, в детали игры не вникал. Воочию видел лишь отборочные матчи в Могилеве в прошлом году. Показалось, что не было куража. Исполнительское мастерство, игровые моменты — это понятно, но у команды должно быть настроение! Заряженность духом патриотизма, как бы старомодно это ни звучало. Я далек от мысли кого–то критиковать, но первое, с чего начну, попытаюсь создать коллектив — единый и здоровый. Путь даже в ущерб определенным исполнительским моментам. Потому что если внутри команды вдруг обнаружатся разногласия, то решить поставленные задачи будет очень сложно. Тем более когда речь идет о женском коллективе.

— Есть такое понятие: тренер–мотиватор. Это про вас?

— Я не знаю ни одного сколько–нибудь успешного тренера, который бы не обладал этим качеством. Подход нужно искать к каждому.

— В вашей тренерской практике конфликты с игроками случались? Девушки ведь народ непростой...

— Не очень серьезные, так как стараюсь гасить конфликт в зародыше, но были. Случается, что игрок нравится тренеру как исполнитель, а коллектив его отторгает. Сложный момент. Но я, как правило, в таких ситуациях всегда занимаю сторону коллектива, потому что именно им делать результат. За примерами далеко ходить не нужно, в прошлом году у нас в Бресте был такой случай с одной девочкой. Сколько мы с Валерием Заровским ни пытались ее в коллектив ввести, она была им отторгнута, и клуб покинула.

— Перспективная?

— Самая высокая в команде, что с учетом наших крайне низких командных сантиметров имело большое значение. Такими кадрами вроде бы и разбрасываться нельзя, но если человек не понимает, что нужно пахать и доказывать свою состоятельность делом, а не природными данными, то тут уж ничего не поделаешь.

— Предложение возглавить сборную стало для вас неожиданностью?

— В определенной степени, да. Когда поступило приглашение в первый раз, я отказался. Знал, что контракт у Виктора Гончарова и его тренерского штаба будет действовать как минимум до 1 января, а идти на «живое» место — не в моих правилах. Ближе к новому году мне позвонили еще раз, с намеком, что другой альтернативы нет. Я согласился. Любой солдат мечтает стать генералом, и попробовать свои силы на уровне сборной мне, не скрою, очень интересно.

— Самые слабые стороны нашей сборной прямо сейчас? На ваш взгляд.

— Есть проблема центральных игроков. Высокорослых девочек у нас немного, так еще и те, что есть, находятся не в самых лучших кондициях. Анна Калиновская только восстанавливается после родов, от Анжелики Борисевич жду уровня хотя бы позапрошлогоднего, когда она в составе своего «Немана–ГрГУ» стала чемпионкой страны. А пока в центральной зоне у нас проблемы.

— Самая сильная позиция?

— Не вижу проблем с диагональными игроками и с доигровщиками. А это те, кто приносит основные очки. С одной стороны, это не может не обнадеживать. А с другой — без приема нет атаки, все взаимосвязано.

— А молодежь есть, подрастает?

— Конечно. У нас прекрасная сборная девчат 2000 года рождения. Давно такого набора не было. Скажу больше, этому составу вполне по силам выходить в финальные турниры мировых и европейских первенств. А вообще, с развитием волейбола в стране все далеко не так гладко, как хотелось бы. Женский волейбол не имеет места в Республиканском училище олимпийского резерва — это нонсенс, так быть не должно! Проведенная недавно в спортивной отрасли оптимизация здорово подкосила массовость. О чем говорить, если в областных центрах сегодня предусмотрено всего шесть тренерских ставок на девчат, и столько же на мальчишек. Разве способны они охватить всех желающих заниматься, отыскать таланты и их воспитать?

— Кто войдет в ваш тренерский штаб?

— Времени для экспериментов нет. Потому будем работать брестской бригадой.

— Как, кстати, поживает ваше «Прибужье»?

— Боремся. Из чемпионского состава остались двое. Остальные разъехались: Бутько — в Южно–Сахалинск, Ковальчук — в Азербайджан... По сути, мы сколотили новую команду. Что интересно — на сто процентов из своих, брестских воспитанниц. Только одна легионерка — из Крыма.

— И при этом вы сумели выиграть Кубок! Подозреваю, что без вашего таланта мотиватора вновь не обошлось.

— Удалось зажечь девчат целью. Речь о деньгах, естественно, не шла, цель была другой — звание мастеров спорта. Чем не мотив для молодых? К тому же о команде в городе сегодня заговорили, и это факт отрадный. Надеюсь, что поддержат, помогут.

— Любопытно, кого вы считаете сегодня лучшим тренером в женском мировом волейболе?

— Назову, пожалуй, наставника бразильянок Зе Роберто, который работает с этой командой с 2003 года и приводил своих девчат к «золоту» на двух последних Олимпиадах. Стиль игры сборной Бразилии меня очень увлекает: потрясающее тактическое разнообразие, умелое использование сильнейших качеств своих игроков, веерные атаки, никогда не знаешь, с какой стороны ждать опасности. Плюс их мощь, конечно.

— Так в Бразилии человеческий ресурс, материал какой! Пришел на пляж — и выбирай себе команду...

— Материал — да, но не боги горшки обжигают. Бразильянки — такие же люди, из плоти и крови. И они совершают ошибки. Все ведь идет от головы. Если игроки нашей сборной будут уверены в себе, если каждая будет верить в каждую, а все вместе — в тренерский штаб, то ничего невозможного нет.

— И последний вопрос: это назначение — вызов для вас?

— Не совсем. В большей степени я хочу доказать, что белорусский волейбол не хуже, чем в мире. Чтоб не махали рукой: «Ай, Беларусь...», а говорили: «О, Беларусь!»

Справка «СБ»

Петр Хилько. Один из создателей мужской команды «Западный Буг» (Брест). Известен по работе в России и Азербайджане с такими клубами, как «Автодор–Метар», «Казаночка», «Стинол», «Надежда», «Игтисадчи» и «Локомотив» (участник Лиги чемпионов). С лета 2013 года — главный тренер «Прибужья». В январе 2015 возглавил женскую сборную страны.

s_kanashyts@sb.by

Фото   Оксаны  КАНАШИЦ

Советская Белоруссия № 34 (24664). Суббота, 21 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter