Требуются рабочие руки

Еще в августе срок приема документов в минские учреждения профессионально–технического образования продлили...

Еще в августе срок приема документов в минские учреждения профессионально–технического образования продлили до 15 сентября. Было ясно: недобор! Цифры менялись — план набора выполнен на 72 процента, на 88,8... Контрольный срок на носу, а на плановые показатели выйти никак не удается. Увы, не первый год и во многих регионах. В погоне за дипломами юристов и экономистов абитуриенты обходят стороной рабочие специальности, которые так нужны стране. И получается явный перекос. В вузах — около 450 тысяч студентов, а в учреждениях профтехобразования — меньше 100 тысяч, причем каждый шестой намерен потом сразу же штурмовать высшую ступеньку.


Обзваниваем профтехучреждения с одним вопросом: как дела с набором? В лицее № 13 строителей — 70 процентов заполнения, причем уже третий год. Набирают абсолютно всех, лишь бы позволяло здоровье. В Березовском ПТУ № 109 строителей заместитель директора Михаил Климашевич сетует: «Уже последние 10 — 12 лет принимаем без конкурса! В этом году заполняемость — 50 — 52 процента». В Минском профессионально–техническом колледже швейного производства недобор — 10 процентов. Хотя, замечает директор Светлана Максимович, к моменту распределения на одного выпускника претендуют 3 работодателя. Ведущие предприятия «Элема», «Милавица», фабрика головных уборов... Но брэндом, как известно, сыт не будешь. А сейчас больше 3,5 млн. рублей молодым специалистам не предлагают. Но только ли это причина хронического нежелания зарабатывать своими руками?


Объяснения директора училищ и лицеев приводят разные. Говорят, ростки проблемы проклюнулись, когда система образования сама стала ориентировать молодежь исключительно на взятие самой высшей планки. Представьте: до развала СССР у нас за счет государства, по данным заслуженного учителя Беларуси, одного из разработчиков Кодекса об образовании Владимира Здановича, обучалось около 180 тысяч студентов, а слова «поступил за деньги» звучали только в милицейских протоколах. Поэтому в вузах могли отбирать наиболее талантливых. Тогда как в ПТУ и ссузах занимались около 150 тысяч ребят, ежегодно армия подготовленных рабочих пополнялась на 70 тысяч человек, что с лихвой удовлетворяло потребности страны. А потом все изменилось. Массово начали открываться частные вузы, расширялись за счет платных отделений государственные. Да и родители лелеяли моду на кабинетно–офисный труд. Плюс в последние годы стало меньше и самих абитуриентов: только в нынешнем в Минске почти на 5.000 человек сократилось число выпускников 9 — 10–х классов. Для полного же набора, скажем, ПТУ № 109 нужно, чтобы каждый третий выпускник после 9 классов шел к ним, а не 8 — 15 процентов, как сейчас.


Проблема, по мнению Владимира Здановича, не только наша: «Но за рубежом стараются поддерживать соотношение рабочих и служащих в пользу первых, используя привлечение рабочей силы из–за пределов страны, вербуя студентов за незначительную плату и, конечно, повышая зарплату. У нас пока не получается».


Впрочем, налицо еще одна интересная тенденция. В Минском профессионально–техническом колледже швейного производства «аншлаг» на отделении переподготовки. Его популярность с каждым годом растет. Здесь учатся уже, по сути, взрослые люди, имеющие часто по одному, а то и по два высших. Многие безуспешно промыкались в поисках работы по диплому и делают теперь ставку не только на голову, но и на руки. А в Березовское ПТУ № 109 нередко приходят те, кого отчислили после первой же сессии. Спрашивается, зачем тратить время, деньги и иллюзии на учебу в вузе, если это не сулит ничего в будущем? Вот о чем нелишним было бы задуматься сегодняшним абитуриентам.


Марина ЗУБОВИЧ, Вероника ЮДИЦКАЯ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter