Интервью с автором учебника по теории вероятности автора учебника по теории вероятности, заведующим кафедрой математики и физики Высшего государственного колледжа связи Львом Гладковым

Требуются Ньютоны

Каковы шансы, что наша земля будет рождать если не Ньютонов, то хотя бы нобелевских лауреатов?
Каковы шансы, что наша земля будет рождать если не Ньютонов, то хотя бы нобелевских лауреатов? Об этом «Знаменка» спросила автора учебника по теории вероятности, заведующего кафедрой математики и физики Высшего государственного колледжа связи Льва Гладкова.

gladkov.png

Заведующий кафедрой математики и физики Высшего государственного колледжа связи Лев Гладков


– Лев Львович, у нас до 40 процентов абитуриентов на ЦТ по физике-математике не могут преодолеть минимальный порог. А у вас вроде как колледж, но высший. Наверное, нелегко приходится, обучая премудростям профессии, да еще на уровне вуза?

– Бывает, в начале учебного года на группу из 25–30 человек выставляю по 20 двоек. Дети в шоке, родители бегают: как так, в школе у нас шестерки-семерки, а тут... А как иначе? Школьные отметки иногда «сильно преувеличены». О какой восьмерке может идти речь, если ребенок не способен решить квадратное уравнение? Потихоньку начинаем работать. Объясняю, что готовиться к занятиям нужно систематически. Физика и математика – науки точные. Это не история, где можно, к примеру, недоучить о героическом прошлом Франции, но при этом отлично разбираться в придворной жизни Англии. Пропустил тему – все, дальше ничего не поймешь. Поэтому только жесткая дисциплина и подготовка к каждому занятию.

– Похоже, вы строгий преподаватель?

– У меня на занятиях все вполне демократично. Мы часто с учащимися дискутируем, они не боятся задавать вопросы. Я стараюсь подтолкнуть ребят к самостоятельному поиску ответа на свой вопрос. А после занятий мы можем вместе и в волейбол сыграть, и в настольный теннис. Даже в городских и республиканских спартакиадах вместе побеждали.

– Физиками рождаются или становятся?

niuton1.png– Моя мама, которая окончила всего семь классов (в военные годы было не до учебы), мечтала, чтобы мы с братом выросли образованными людьми. Она воспитывала в нас ответственность и трудолюбие – качества, необходимые при изучении точных наук. И с учителями повезло. Особенно запомнился преподаватель математики. До того как прийти в нашу школу, он работал в колонии. За невыученный урок мог отвесить подзатыльник или под крики «Юрий Александрович, это непедагогично!» вывести за ухо из класса двухметрового двоечника Алика Солодухина. Но нам нравилось, как учитель просто и доходчиво объяснял материал, за хороший ответ даже слабому ученику мог поставить отлично. И все же, думаю, помимо трудолюбия нужны еще задатки. У нас, видимо, они были: и я, и брат теперь доктора физико-математических наук.

– Вам было проще. Вы же по советским учебникам учились.

– И они действительно были получше. Говорю это как автор учебников. Надеюсь, пособия по физике, которые я написал в соавторстве со своими коллегами по кафедре, получились неплохими. Мы постарались очень доступно для учащихся средних специальных учебных заведений изложить материал, который изучают в вузах. В этом году одна из книг была переиздана в России тиражом 1000 экземпляров.

– Может, у вас есть формула, которая поможет растить великих физиков?

– Формула не формула, а несколько предложений найдется. Во-первых, увеличить количество профильных физико-математических классов и заинтересовать педагогов. Повнимательнее присматриваться к ученикам. В нашем витебском филиале учился Сергей Бондаренко – победитель республиканской олимпиады по физике. А ведь в школе даже не обнаружили, насколько он способный парень. Во-вторых, не снижать, а, может быть, увеличить минимальную планку на ЦТ. Это заставит будущих абитуриентов серьезнее относиться к учебе. Тесты упрощать не стоит, они сейчас вполне «съедобны». Возможно, следует пересмотреть учебные программы: уменьшить количество тем, а часы на повторение пройденного материала увеличить – иначе информация просто не усваивается.

Наталья УРЯДОВА, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter