Заведующий кафедрой математики и физики Высшего государственного колледжа связи Лев Гладков
– Лев Львович, у нас до 40 процентов абитуриентов на ЦТ по физике-математике не могут преодолеть минимальный порог. А у вас вроде как колледж, но высший. Наверное, нелегко приходится, обучая премудростям профессии, да еще на уровне вуза?
– Бывает, в начале учебного года на группу из 25–30 человек выставляю по 20 двоек. Дети в шоке, родители бегают: как так, в школе у нас шестерки-семерки, а тут... А как иначе? Школьные отметки иногда «сильно преувеличены». О какой восьмерке может идти речь, если ребенок не способен решить квадратное уравнение? Потихоньку начинаем работать. Объясняю, что готовиться к занятиям нужно систематически. Физика и математика – науки точные. Это не история, где можно, к примеру, недоучить о героическом прошлом Франции, но при этом отлично разбираться в придворной жизни Англии. Пропустил тему – все, дальше ничего не поймешь. Поэтому только жесткая дисциплина и подготовка к каждому занятию.
– Похоже, вы строгий преподаватель?
– У меня на занятиях все вполне демократично. Мы часто с учащимися дискутируем, они не боятся задавать вопросы. Я стараюсь подтолкнуть ребят к самостоятельному поиску ответа на свой вопрос. А после занятий мы можем вместе и в волейбол сыграть, и в настольный теннис. Даже в городских и республиканских спартакиадах вместе побеждали.
– Физиками рождаются или становятся?
– Моя мама, которая окончила всего семь классов (в военные годы было не до учебы), мечтала, чтобы мы с братом выросли образованными людьми. Она воспитывала в нас ответственность и трудолюбие – качества, необходимые при изучении точных наук. И с учителями повезло. Особенно запомнился преподаватель математики. До того как прийти в нашу школу, он работал в колонии. За невыученный урок мог отвесить подзатыльник или под крики «Юрий Александрович, это непедагогично!» вывести за ухо из класса двухметрового двоечника Алика Солодухина. Но нам нравилось, как учитель просто и доходчиво объяснял материал, за хороший ответ даже слабому ученику мог поставить отлично. И все же, думаю, помимо трудолюбия нужны еще задатки. У нас, видимо, они были: и я, и брат теперь доктора физико-математических наук.
– Вам было проще. Вы же по советским учебникам учились.
– И они действительно были получше. Говорю это как автор учебников. Надеюсь, пособия по физике, которые я написал в соавторстве со своими коллегами по кафедре, получились неплохими. Мы постарались очень доступно для учащихся средних специальных учебных заведений изложить материал, который изучают в вузах. В этом году одна из книг была переиздана в России тиражом 1000 экземпляров.
– Может, у вас есть формула, которая поможет растить великих физиков?
– Формула не формула, а несколько предложений найдется. Во-первых, увеличить количество профильных физико-математических классов и заинтересовать педагогов. Повнимательнее присматриваться к ученикам. В нашем витебском филиале учился Сергей Бондаренко – победитель республиканской олимпиады по физике. А ведь в школе даже не обнаружили, насколько он способный парень. Во-вторых, не снижать, а, может быть, увеличить минимальную планку на ЦТ. Это заставит будущих абитуриентов серьезнее относиться к учебе. Тесты упрощать не стоит, они сейчас вполне «съедобны». Возможно, следует пересмотреть учебные программы: уменьшить количество тем, а часы на повторение пройденного материала увеличить – иначе информация просто не усваивается.
Наталья УРЯДОВА, «ЗН»