Требуются невесты!

Репортаж из холостяцкой деревни
Репортаж из холостяцкой деревни

Деревня Будча в Ганцевичском районе славится своими аистами и... холостяками. «Так вы замужем? — разочарованно переспросил меня заместитель председателя райисполкома Андрей Даленчук. — А то б жениха вам в Будче нашли. Знаете, как местные жители в шутку эту деревню называют? «Офицерской». Мол, помните, как встарь было — у офицера то маневры, то дальний поход — какой тут семейный очаг... Но если лихие уланы да гусары вели холостяцкий образ жизни по служебной, так сказать, необходимости, то будчанские мужики из–за того, что невест в деревне не хватает. Некоторым уже под 50, а они так бобылями и ходят». «Какое райское место для незамужних подруг!» — подумала я и отправилась в необычную деревню.

Карта безбрачия

Будча — и впрямь особенное место. На въезде мы с коллегой–фотокорреспондентом не успевали поворачивать головы то в одну, то в другую сторону: нигде раньше не приходилось видеть столько гнезд аистов. Проехав метров 300 по центральной улице, насчитали их с десяток. «Вот только детишек от этого в деревне не прибавляется, — посетовал секретарь Чудинского сельсовета, на территории которого находится Будча, Анатолий Китик. — В прошлом году родилось лишь трое младенцев. Да и кому их рожать–то? Всего 2 свадьбы в деревне сыграли. Не на ком жениться мужикам: на 73 «жениха» в Будче всего 11 «невест». Да и в целом по сельсовету немногим лучше: на троих холостяков — одна незамужняя девушка. Это официальная статистика, которую мы пару лет назад специально готовили к сессии сельсовета по демографической ситуации. С тех пор она почти не изменилась: больше половины жителей Будчи — представители сильного пола».

Местные жители считают, что их деревня стала заложницей неравномерного распределения трудовых ресурсов в советские времена. Предприятия мелиорации, имевшие лет 20 — 30 назад большие объемы работ, рыбхоз требовали в основном мужскую силу. Трактористы, водители, бульдозеристы, строители зарабатывали здесь до 500 советских рублей. За такое место мужчины держались обеими руками. Женщин же, нигде не находивших применения своим способностям в Будче, кроме как на животноводческой ферме с заработком в 100 — 150 рублей, манили огни города. Там они находили и работу, и обустроенный быт, и — зачастую — личное счастье. Никто из них потом, как правило, не возвращался обратно в деревню. Чтобы удержать представительниц слабого пола, как–то попробовали в Будче открыть швейный цех. Но просуществовал он недолго: продукция не пошла и его закрыли. В итоге мужики, не встретившие свою «половинку» до 30 лет, обрекали себя на судьбу бобыля. Потому что все оставшиеся в деревне женщины в таком возрасте уже были замужем, а молодые девушки предпочитали ровесников.

Переваривая эту грустную историю холостяцкой деревни, рассказанную председателем Чудинского сельсовета Александром Барсукевичем, мы незаметно подъехали к мастерским СПК «Будча», где нас ждала встреча с самым «заслуженным» по возрасту холостяком — 56–летним трактористом Константином Рулинским.

«Офицер» — это не звание, а образ жизни

Хоть и привык Константин Ефимович за свою жизнь отвечать на каверзные вопросы о холостяцкой жизни, но перед нами смутился. «Чего рассказывать, — махнул он рукой. — В молодости с девушками встречался, не без этого. А свою единственную так и не встретил. Подружки были, но влюбиться в кого–нибудь ни разу не получилось».

Поначалу Константин Ефимович хотел жениться. И даже от предложений познакомиться с женщинами не отказывался. Но с годами, признается, привык к свободе. Теперь о браке и не помышляет. Живет один, сам готовит и ведет хозяйство. Иногда по дому управиться помогает сестра с детьми и внуками. Так что есть о ком заботиться и проявлять нерастраченные отцовские чувства. Для родственников он и корову держит, регулярно обеспечивая их молоком. «В Будче много неженатых мужиков, в основном всем далеко за 30, но никто из них однозначно не скажет плохо о холостяцком образе жизни, — сказал нам на прощание Константин Ефимович. — Минусы, конечно, в том, что наследников после тебя не остается, да и родных душ, с кем и радость, и боль поделить можно, рядом нет. С другой стороны, посмотришь, как в некоторых семьях живут, и думаешь: чем так — уж лучше одному».

В бригаде у Владимира Омельяновича, помимо Константина Ефимовича, еще два «офицера». Говорит, что трудолюбивые и хозяйственные. Лентяев, мол, в хозяйстве, которому невыгодно держать лишних работников, нет. «Может, злоупотребляют крепкими напитками?» — вызываю бригадира на откровенность, не веря в то, что на хорошего мужика женщины не нашлось. Ни один мускул на лице Владимира Якимовича не дрогнул: «Совсем непьющих в деревне, пожалуй, нет. Но такого, чтоб мои работники злоупотребляли этим делом, не бывает. Сами понимаете, техника, машины... Никто пьяницу и близко к мастерским не подпустит. Конечно, и среди «офицеров» всякие встречаются. Есть и что под магазином с утра стоят — в основном те, кто без работы. Но большинство — нормальные мужики. Так уж судьба сложилась: денег раньше здесь хватало, жили с родителями и не хотели, как говорят в народе, ярмо на шею вешать. А когда спохватились, было уже поздно. Лишь некоторые из других мест себе жен привезли».

«Да, женщины наши в основном — не местные, — сказала жительница деревни Марина Новик. — Я сама родом из Воложина, да и кого ни возьми, все откуда–то приехали. Кто из Бреста, кто из Минской области, кто из соседнего района. Девчата тут и впрямь на вес золота. Семьи, у которых мальчики растут, не прочь в 18 лет сына женить, чтоб холостяком не остался. Я со своим мужем на свадьбе здесь познакомилась. А его 38–летний брат до сих пор не женат. Хотя человек — со всех сторон положительный».

«Да некоторые наши бабы не прочь своих законных мужей на кого–нибудь из холостяков обменять, — пошутила продавец местного магазина Валентина Савеня. — Потому что и с головой у многих из них, и с руками все в порядке».

В правоте этих слов мы убедились, когда подъехали еще к одному «офицерскому» дому. Сергей Кондратеня, заведующий колхозными мастерскими, ковырялся в моторе мини–трактора. Не колхозного — личного. Рядом стоял автомобиль. Тоже собственный. «Ну вот, такой мужчина — статный, хозяйственный, симпатичный. Почему не женат?» — задала вопрос в лоб. От неожиданности Сергей Николаевич едва не убежал в дом, но рядом очень кстати оказалась его мама. «Вот и я уже устала говорить, что внуков хочется, — пожаловалась нам Мария Михайловна. — У меня такие хозяйственные сыновья, все по дому делают, даже одежду сами стирают, а вот личная жизнь не складывается. Сергею — 40 лет, у него высшее образование, отремонтирует что хочешь — телевизор, автомобиль, магнитофон. Коле всего 32, но по вечерам из дома — никуда. В клуб на танцы не хочет идти, говорит, там одни малолетние. Найдете хороших девушек, с радостью отдам обоих».

«И впрямь, привезите нам из города невест, — попросил колхозный токарь Сергей Дайлид. — Я пока еще не «офицер». Это звание в деревне присваивают холостякам от 30 лет и старше. Но как подумаю, что через год «тридцатник» стукнет, тоска берет. От одиночества даже запел. Зимой, чтобы себя как–то занять, хожу в клуб, участвую в художественной самодеятельности... А жену я точно бы сделал счастливой, даже не сомневайтесь».

«Главное, чтобы была без вредных привычек и на огороде не отказывалась работать», — важно заметил стоящий рядом слесарь–ремонтник, дослужившийся до «офицерского» звания Николай Кондратеня.

Половое неравенство

Вернувшись из Будчи, я долго находилась под впечатлением от местной демографии. Зная, в принципе, о том, что женщин в стране больше, чем мужчин, и периодически обсуждая с подругами больную проблему нехватки женихов, была уверена, что столкнулась с уникальным случаем. «Да нет, это типичная ситуация во многих сельских районах, — прокомментировала начальник отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Ирина Чудкова. — В возрастной группе до 30 лет, самом «брачном» периоде человеческой жизни, мужчин на селе значительно больше, чем женщин. Во–первых, при рождении, как известно, на 100 девочек приходится 106 мальчиков. Во–вторых, отток сельской молодежи в города идет в основном за счет женского населения. Среди учащихся и студентов из сельской местности большинство — девушки. На селе не так много работы по традиционным «женским» специальностям. Учителя, врачи, швеи, повара, продавцы больше востребованы в городе. Да и разница в бытовых условиях играет не последнюю роль».

Так вот где, оказывается, надо искать женихов! Теперь я знаю, куда при случае отправлять незамужних подруг. Девчонки, айда в деревню! Там такие ребята пропадают, сама видела... В городах все равно на всех нас мужей не хватит: по данным Министерства статистики, начиная с 30 лет, женщин там стабильно больше. И с годами этот разрыв только увеличивается, а значит, шансов устроить личную жизнь все меньше. Зато в сельской местности у нас есть выбор! Причем не только у юных дев, но и у женщин, так сказать, элегантного возраста. В структуре сельского населения, по данным на начало этого года, мужчины преобладают вплоть до 55 лет. И лишь начиная с этого возраста соотношение резко меняется не в нашу пользу. Это в целом по стране. В некоторых регионах, как, например, на Витебщине, женщин становится больше, начиная уже от 40 лет. По словам директора Витебского научно–исследовательского центра регионального развития Раисы Костеровой, это объясняется тем, что мужчины чаще ведут нездоровый образ жизни и умирают не от старости и серьезных болезней, а от собственных слабостей и неосторожности...

Специалисты прогнозируют, что в ближайшие пять лет структура сельского населения по полу, скорее всего, останется столь же нерациональной. Т.е. в деревнях по–прежнему не будет хватать невест, особенно в возрастной группе 19 — 25 лет. А потом, не исключено, могут быть изменения. Программа возрождения села, включающая строительство агрогородков, предусматривает не только масштабное строительство жилья, но и создание на селе бытовых условий, не уступающих городским. Все, так сказать, удобства, новые рабочие места, достойная зарплата — это должно стать обычными реалиями сельской жизни. Тогда, глядишь, и перестанут молодые девчонки покидать родные места. Зачем, если блага цивилизации можно получить дома, где и воздух чище, и, как говорят в народе, стены помогают?

Фото Виталия ГИЛЯ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter