Требую уважения!
15.06.2002
Странно, но мне раньше как-то и в голову не приходило отождествлять понятие "культура обслуживания" - может, из-за отсутствия таковой в родных палестинах - с культурой в привычном значении этого слова.
Пока не довелось благодаря программе TAСIS Европейского союза весьма внимательно обозреть жизненное пространство западнее Бреста. Хотя целью нашей поездки было знакомство
с медиа-структурами Евросоюза, пришлось немало общаться с сотрудниками организации, защищающей права потребителей, и кое-что увидеть своими глазами. Чем и хочу поделиться с вами.
Что меня в Европе больше Эйфелевой башни поразило, так это государственный подход к общественному транспорту. Города задыхаются в автомобильном чаду. "Пробки" и выхлопные газы очень нервируют население. Поэтому, например, в Бельгии общественный транспорт просто культивируют. Транспортная компания при муниципалитете регулярно проводит "пи-ар"-акции для повышения привлекательности автобусов, трамваев и метро. Делает все возможное, чтобы пересадить бельгийцев из их маленьких авто в большие комфортабельные автобусы. Основные удобства личной машины - интимность и мобильность, - оказывается, можно организовать и в общественном транспорте. На всех остановках есть расписание движения. Если там написано, что трамвай приходит в 8 часов 13 минут, то это означает, что именно в это время вы на нем отправитесь куда надо. Ни минутой раньше - ни минутой позже. При этом никаких часов пик. Изучил расписание, рассчитал время - и никуда не опаздываешь. Едешь в мягком кресле - видами любуешься. И остановку свою не пропустишь: электронное табло напомнит, когда выходить. Эти удобства стоят, конечно, недешево. Цена проездного билета, рассчитанного на 10 часовых поездок, - 10 евро. Более выгодно покупать годовой проездной. Купил - и избавился на 12 месяцев от головной боли необходимости пробивать талончики. Я с удовольствием рассталась бы даже с весьма внушительной суммой, лишь бы наш общественный транспорт был не набит пассажирами, но наполнен уважением и любезностью к ним. А то, как вспомню свою ежедневную поездку на работу с тремя пересадками, так хочется велосипед купить.
Решила поднять себе настроение - сделать прическу. И черт меня дернул сэкономить. Вместо респектабельного салона выбрала для этой цели обычную парикмахерскую рядом с домом. Цены там в 5 раз ниже, чем в заведениях с громкими названиями. С другой стороны - парикмахерская частная. А раз сами зарабатывают, то и клиентов, подумалось мне, не обижают. Мастер такая симпатичная, вызывающая доверие. Говорю: "Сделайте, пожалуйста, от сих до сих. А вот здесь - чтоб не желтое, а белое". Она поняла все, улыбается. Я сижу, она работает, болтаем о том о сем. И тут она вспоминает, что забыла всыпать "синенький порошочек" куда следует. А по времени мне уже пора красители смывать. Ну смыли мы. А там... В общем, нельзя с такой головой на улицу выходить. А тут как раз в парикмахерскую хозяин заглянул - проверить, все ли в порядке. И надо ж такому случиться, мы с ним оказались знакомы. И вот он уже готов спросить, поразил ли меня в самое сердце уровень обслуживания? Но я-то понимаю, что если честно отвечать придется, наверняка девушку уволят. Жалко мне ее стало. Домой пошла плакать. Утро вечера мудренее. На следующий день по дороге на работу завернула в ту парикмахерскую и потребовала внимания администратора. Доходчиво объяснила ей насчет прав потребителя. В конце концов там все поверили, что я не шучу. И предложили мне, согласно моим правам, вернуть деньги. Или переделать, что можно, за их счет. Вот это уже ближе к истине. Хотя, конечно, отрезанные волосы назад не вернешь.
Хочется дать совет тем, кому сегодня продали испорченный йогурт или нахамили в обувном магазине, - проявите принципиальность. Даже можете оставить свой автограф в книге жалоб. Я проверяла - срабатывает. Хотя, честно говоря, и эта процедура сжигает нервные клетки. Но если каждый из нас наконец научится дорожить своей работой и уважать других, однажды все мы по праву сможем назвать себя культурным обществом.
Пока не довелось благодаря программе TAСIS Европейского союза весьма внимательно обозреть жизненное пространство западнее Бреста. Хотя целью нашей поездки было знакомство
с медиа-структурами Евросоюза, пришлось немало общаться с сотрудниками организации, защищающей права потребителей, и кое-что увидеть своими глазами. Чем и хочу поделиться с вами.
Что меня в Европе больше Эйфелевой башни поразило, так это государственный подход к общественному транспорту. Города задыхаются в автомобильном чаду. "Пробки" и выхлопные газы очень нервируют население. Поэтому, например, в Бельгии общественный транспорт просто культивируют. Транспортная компания при муниципалитете регулярно проводит "пи-ар"-акции для повышения привлекательности автобусов, трамваев и метро. Делает все возможное, чтобы пересадить бельгийцев из их маленьких авто в большие комфортабельные автобусы. Основные удобства личной машины - интимность и мобильность, - оказывается, можно организовать и в общественном транспорте. На всех остановках есть расписание движения. Если там написано, что трамвай приходит в 8 часов 13 минут, то это означает, что именно в это время вы на нем отправитесь куда надо. Ни минутой раньше - ни минутой позже. При этом никаких часов пик. Изучил расписание, рассчитал время - и никуда не опаздываешь. Едешь в мягком кресле - видами любуешься. И остановку свою не пропустишь: электронное табло напомнит, когда выходить. Эти удобства стоят, конечно, недешево. Цена проездного билета, рассчитанного на 10 часовых поездок, - 10 евро. Более выгодно покупать годовой проездной. Купил - и избавился на 12 месяцев от головной боли необходимости пробивать талончики. Я с удовольствием рассталась бы даже с весьма внушительной суммой, лишь бы наш общественный транспорт был не набит пассажирами, но наполнен уважением и любезностью к ним. А то, как вспомню свою ежедневную поездку на работу с тремя пересадками, так хочется велосипед купить.
Решила поднять себе настроение - сделать прическу. И черт меня дернул сэкономить. Вместо респектабельного салона выбрала для этой цели обычную парикмахерскую рядом с домом. Цены там в 5 раз ниже, чем в заведениях с громкими названиями. С другой стороны - парикмахерская частная. А раз сами зарабатывают, то и клиентов, подумалось мне, не обижают. Мастер такая симпатичная, вызывающая доверие. Говорю: "Сделайте, пожалуйста, от сих до сих. А вот здесь - чтоб не желтое, а белое". Она поняла все, улыбается. Я сижу, она работает, болтаем о том о сем. И тут она вспоминает, что забыла всыпать "синенький порошочек" куда следует. А по времени мне уже пора красители смывать. Ну смыли мы. А там... В общем, нельзя с такой головой на улицу выходить. А тут как раз в парикмахерскую хозяин заглянул - проверить, все ли в порядке. И надо ж такому случиться, мы с ним оказались знакомы. И вот он уже готов спросить, поразил ли меня в самое сердце уровень обслуживания? Но я-то понимаю, что если честно отвечать придется, наверняка девушку уволят. Жалко мне ее стало. Домой пошла плакать. Утро вечера мудренее. На следующий день по дороге на работу завернула в ту парикмахерскую и потребовала внимания администратора. Доходчиво объяснила ей насчет прав потребителя. В конце концов там все поверили, что я не шучу. И предложили мне, согласно моим правам, вернуть деньги. Или переделать, что можно, за их счет. Вот это уже ближе к истине. Хотя, конечно, отрезанные волосы назад не вернешь.
Хочется дать совет тем, кому сегодня продали испорченный йогурт или нахамили в обувном магазине, - проявите принципиальность. Даже можете оставить свой автограф в книге жалоб. Я проверяла - срабатывает. Хотя, честно говоря, и эта процедура сжигает нервные клетки. Но если каждый из нас наконец научится дорожить своей работой и уважать других, однажды все мы по праву сможем назвать себя культурным обществом.