Требую уважения!

Странно, но мне раньше как-то и в голову не приходило отождествлять понятие "культура обслуживания" - может, из-за отсутствия таковой в родных палестинах - с культурой в привычном значении этого слова.
Странно, но мне раньше как-то и в голову не приходило отождествлять понятие "культура обслуживания" - может, из-за отсутствия таковой в родных палестинах - с культурой в привычном значении этого слова.

Пока не довелось благодаря программе TAСIS Европейского союза весьма внимательно обозреть жизненное пространство западнее Бреста. Хотя целью нашей поездки было знакомство

с медиа-структурами Евросоюза, пришлось немало общаться с сотрудниками организации, защищающей права потребителей, и кое-что увидеть своими глазами. Чем и хочу поделиться с вами.

Что меня в Европе больше Эйфелевой башни поразило, так это государственный подход к общественному транспорту. Города задыхаются в автомобильном чаду. "Пробки" и выхлопные газы очень нервируют население. Поэтому, например, в Бельгии общественный транспорт просто культивируют. Транспортная компания при муниципалитете регулярно проводит "пи-ар"-акции для повышения привлекательности автобусов, трамваев и метро. Делает все возможное, чтобы пересадить бельгийцев из их маленьких авто в большие комфортабельные автобусы. Основные удобства личной машины - интимность и мобильность, - оказывается, можно организовать и в общественном транспорте. На всех остановках есть расписание движения. Если там написано, что трамвай приходит в 8 часов 13 минут, то это означает, что именно в это время вы на нем отправитесь куда надо. Ни минутой раньше - ни минутой позже. При этом никаких часов пик. Изучил расписание, рассчитал время - и никуда не опаздываешь. Едешь в мягком кресле - видами любуешься. И остановку свою не пропустишь: электронное табло напомнит, когда выходить. Эти удобства стоят, конечно, недешево. Цена проездного билета, рассчитанного на 10 часовых поездок, - 10 евро. Более выгодно покупать годовой проездной. Купил - и избавился на 12 месяцев от головной боли необходимости пробивать талончики. Я с удовольствием рассталась бы даже с весьма внушительной суммой, лишь бы наш общественный транспорт был не набит пассажирами, но наполнен уважением и любезностью к ним. А то, как вспомню свою ежедневную поездку на работу с тремя пересадками, так хочется велосипед купить.

Решила поднять себе настроение - сделать прическу. И черт меня дернул сэкономить. Вместо респектабельного салона выбрала для этой цели обычную парикмахерскую рядом с домом. Цены там в 5 раз ниже, чем в заведениях с громкими названиями. С другой стороны - парикмахерская частная. А раз сами зарабатывают, то и клиентов, подумалось мне, не обижают. Мастер такая симпатичная, вызывающая доверие. Говорю: "Сделайте, пожалуйста, от сих до сих. А вот здесь - чтоб не желтое, а белое". Она поняла все, улыбается. Я сижу, она работает, болтаем о том о сем. И тут она вспоминает, что забыла всыпать "синенький порошочек" куда следует. А по времени мне уже пора красители смывать. Ну смыли мы. А там... В общем, нельзя с такой головой на улицу выходить. А тут как раз в парикмахерскую хозяин заглянул - проверить, все ли в порядке. И надо ж такому случиться, мы с ним оказались знакомы. И вот он уже готов спросить, поразил ли меня в самое сердце уровень обслуживания? Но я-то понимаю, что если честно отвечать придется, наверняка девушку уволят. Жалко мне ее стало. Домой пошла плакать. Утро вечера мудренее. На следующий день по дороге на работу завернула в ту парикмахерскую и потребовала внимания администратора. Доходчиво объяснила ей насчет прав потребителя. В конце концов там все поверили, что я не шучу. И предложили мне, согласно моим правам, вернуть деньги. Или переделать, что можно, за их счет. Вот это уже ближе к истине. Хотя, конечно, отрезанные волосы назад не вернешь.

Хочется дать совет тем, кому сегодня продали испорченный йогурт или нахамили в обувном магазине, - проявите принципиальность. Даже можете оставить свой автограф в книге жалоб. Я проверяла - срабатывает. Хотя, честно говоря, и эта процедура сжигает нервные клетки. Но если каждый из нас наконец научится дорожить своей работой и уважать других, однажды все мы по праву сможем назвать себя культурным обществом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter