"Травка" на школьном дворе

Через полчаса после того как прозвенел последний звонок, коридоры школы опустели.
Через полчаса после того как прозвенел последний звонок, коридоры школы опустели. Выйдя из своего кабинета, директор школы решил пройтись по зданию. Немного задержавшись у стенда с расписанием, он спустился

по лестнице на первый этаж. И в этот момент его внимание привлекли несколько разноцветных коробочек, валявшихся на небольшой площадке под лестницей. Подняв одну из них, он увидел, что это была упаковка

от одного из разрекламированных ныне медпрепаратов. "Опять великовозрастные оболтусы из 10-го "Б" "кайф ловили", - подумал директор. - А вот и окурки, похоже на "травку". Это наверняка парни из 11-го "А" оставили. Да что же это такое, прямо не школа, а притон наркоманов какой-то. И куда мы катимся?"...

К счастью, картинки, аналогичные вышеописанной, в наших школах еще не встречаются. Однако, судя по результатам социологического опроса, такое вполне может произойти и причем

в не таком уж далеком будущем.

Можно ли в наших школах купить наркотики? Еще два-три года назад этот вопрос вызвал бы как минимум недоумение. Это только где-то там, на Западе, судя по их фильмам, в школах процветает наркоторговля, а у нас такого не может быть. Во всяком случае, именно в это так хотелось всем верить. И, судя по всему, вера нас и подвела.

Недавно в разговоре со знакомыми, у которых дочь ходит в 8-й класс, совершенно случайно затронули тему наркомании. И каково же было мое удивление, когда родители заявили, что сегодня дети приобщаются к наркотикам в учебных заведениях. Не поверив взрослым, сам спросил у восьмиклассницы, была ли у нее возможность попробовать наркотики в школе. В ответ прозвучало: "Пару раз было такое". И речь идет об одной из столичных школ, считающейся лучшей, в которой даже есть специальная охрана на входе! Но что же тогда может твориться в других учебных заведениях? А вот это загадка, правильный ответ на которую, похоже, не знает никто.

Любопытные данные приводят российские эксперты. По их данным, более 60 процентов наркоманов - люди в возрасте 16 - 30 лет, почти 20 процентов из них - школьники. Средний возраст приобщения к наркотикам - 15 - 17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11 - 13 лет, и даже есть факты, когда к страшному зелью приобщаются 6 - 7-летние дети. Как считают специалисты, сегодня в 85 процентах московских школ можно приобрести наркотики. Опросы учащихся старших классов Москвы и Санкт-Петербурга показали, что именно там почти 70 процентов из них впервые познакомились с наркотиками.

А что же в наших школах?

Поговорив с директорами и педагогами нескольких минских школ, включая и ту, в которой учится дочь моих знакомых, везде слышал, что уж чего-чего, а наркотиков у них нет. Дескать, проблемы есть, но они иные - курение и употребление пива. Впрочем, ожидать иного и не стоило. Кто же добровольно заявит, что в его учреждении "ходят" наркотики? Какая после этого будет репутация у школы? И это, как оказалось, первый серьезный фактор, скрывающий истинные масштабы проблемы.

И все же в одной из школ на условиях анонимности мне удалось уговорить директора провести мини-соцопрос в двух классах. Результаты эксперимента шокировать не шокировали, но пищу для раздумий дали. На вопрос: "Можно ли купить наркотик в школе?" один из 22 учеников восьмого класса ответил "скорее всего, да", один - "в нашей школе - "нет", еще один прекрасно знает цены на "товар", остальные написали, что наркотики не пробовали.

В 10-м классе, где присутствовал 21 человек, картина несколько иная. Один признался, что пробовал наркотики, двое хорошо ориентируются в ценах. А на вопрос о возможности приобрести наркотики в школе двое ответили "да" и еще двое написали, что можно, но не в их школе. То есть все-таки наркотики в школе есть.

Подтверждением неблагополучной ситуации со школьниками стала история, которую рассказала одна из молодых учительниц. На каникулах она как классный руководитель выехала с ребятами-старшеклассниками "на природу". Вечером, когда развели костер, поставили палатки, педагог, которую, видимо, из-за возраста (ей 24 года) подростки всерьез не воспринимали, стала свидетелем того, как ребята раскурили "травку" и пустили по кругу, предлагая любому желающему. В ответ на попытку помешать этому занятию учительница услышала от великовозрастных "мальчиков", что, дескать, не стоит им мешать. Самое страшное в этой ситуации, что реально противодействовать наркомании учитель не может. Если она сообщит в милицию, то у нее начнутся проблемы как с детьми, так и с руководством школы. А в результате педагоги, даже если и знают, что дети употребляют наркотики, предпочитают об этом молчать.

Своеобразное подтверждение вышесказанному я получил в управлении нравов и незаконного оборота наркотиков МВД. Как рассказал его сотрудник Владимир Терех, по их статистике, на республиканском учете состоят 7.735 наркоманов. Среди них несовершеннолетних (до 18 лет) - 151 человек. Из них 12 - школьники. Естественно, поверить, что у нас всего лишь 12 наркоманов-школьников, сложно. Впрочем, никто на объективности этих цифр и не настаивает. Милиция ведет учет лишь тех, кто попал в поле ее зрения. Инициировать проверки всех учебных заведений правоохранительным органам тоже как-то не с руки. Да и не под силу: в рядах управления работает чуть более 300 человек. Без работы они не сидят. К примеру, только за 8 месяцев этого года ими изъято 1.099 килограммов маковой соломки, 45 килограммов марихуаны, почти 6 килограммов героина, 8 килограммов амфитамина. Подсчитав изъятое за первые 5 месяцев этого года, решили перевести цифры в дозы. И получилось, что конфискованного хватило бы на 1 миллион 300 тысяч доз! Учитывая, что, по скромным подсчетам, изымается всего лишь порядка 10 - 15 процентов наркотиков, несложно прикинуть, какие партии "гуляют" по стране. При этом просто наивно думать, что "товар" не попадает в школы...

По словам заведующей подростковым отделением Минского городского наркологического диспансера Ирины Кананович, реальных масштабов школьной наркомании, к сожалению, не знают и они. Провести полномасштабное если не медицинское, то хотя бы социологическое исследование нет возможностей.

Как о большом достижении врачи говорят о том, что несколько лет назад им удалось организовать анонимный учет. Трудно поверить, но, оказывается, не редкость, когда лечению ребенка-наркомана противодействуют родители! Были случаи, когда мать, приведя больного подростка, спрашивает у доктора: "А вы его на учет ставить будете?" Получив утвердительный ответ, родительница хватает свое чадо и уходит. Дескать, если на учет поставят, подросток потом не сможет водительские права получить. Странная забота... Но учитывая, что подобные ситуации возникают регулярно, врачи решили ввести анонимный учет. И количество больных сразу же выросло в несколько раз.

Иначе как полным безразличием нельзя объяснить и факты, когда родители делают вид, что не замечают пришедшего домой ребенка, от которого пахнет ацетоном, у него покрасневшие глаза и неадекватное обстановке поведение. А ведь это все есть.

Что же в итоге? Родители стараются не замечать, как они считают, "детских шалостей". Школа молчит, потому что не хочется портить статистику. Милиция не может эффективно бороться, потому что нет полной информации. Врачи имеют дело только с теми, кто добровольно хочет избавиться от наркозависимости. Официально проблемы наркомании в школе не существует. Но при этом она все же есть, вопрос только в том, как скрытое сделать явным и как с этим явлением бороться. Готового решения пока нет. Но искать его нужно, причем всем вместе. А иначе, картина, нарисованная в начале материала, может стать реальностью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter