Иудаизм рассматривает наш мир как приготовление к Миру Грядущему

Траур евреев

Иудаизм рассматривает наш мир как приготовление к Миру Грядущему. Он не может быть полностью понят нами, но мы верим, что в Грядущем Мире душам праведников воздается по заслугам
Иудаизм рассматривает наш мир как приготовление к Миру Грядущему. Он не может быть полностью понят нами, но мы верим, что в Грядущем Мире душам праведников воздается по заслугам.

В библейские времена евреи не только разрывали одежды в период траура, что частично сохранилось и в обычае сегодняшнего дня — в качестве надрывания одежд криа, — но и посыпали голову пеплом, что не является традицией в наше время.

Первый день траура — аниут — начинается со смерти и продолжается до погребения. Второй период длится семь дней и на иврите звучит как шива. Третий период — шлошим — продолжается тридцать дней.

У евреев нет поминок, но есть “утешительная трапеза” — сеудат хавраа. Не существует строгих предписаний, как именно должен быть накрыт стол для этой трапезы, но рекомендуется, чтобы на нем было яйцо — символ законченного цикла человеческой жизни. Важно помнить, что в комнате, где находится мертвый, и на могиле покойного есть нельзя.

Наши мудрецы учат, что удел первых трех дней после похорон — лить слезы, а последующих трех — сокрушаться. Скорбящий облачается в траурные одежды, как правило, черного цвета. В этот период рекомендуется читать книги Иова и Эйха (Плач Иеремии).

Также разрешается не приветствовать кого бы то ни было и не отвечать на приветствия. Скорбящему запрещено работать все семь дней траура. Правда, Талмуд уточняет, что в случае возникновения угрозы голода и потери работы можно выходить на работу на третий день. Еще одно послабление — разрешение для замужней женщины заботиться о своей внешности после семи дней, чтобы не потерять расположения супруга.

В случае если известие о смерти приходит к близким через 30 дней после смерти, еврейский закон Галаха допускает кратковременный траур, без необходимости выдержать положенный срок.

В течение семи дней траура следует навещать и утешать скорбящего/скорбящую. Принято говорить при утешении: “А-Маком йенахэм этхэм бэ-тох шеар эвлей Цийон в-Ирушалаим вэ-лё-тосифу лэ-даава од” (“Всевышний утешит вас вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима, и не будете больше скорбеть”).

Сегодня среди прочих законов, о которых стоит спросить раввина, не рекомендуется в период семидневного траура стричься, стирать и гладить, участвовать в торжествах и весельях. При этом испачкавшуюся одежду пребывающий в трауре может заменить.

Обычай отмечать годовщину смерти близкого человека — йорцайт — существовал уже в древности. В законодательной литературе начала III века н. э. Мишне говорится об общественном посте в годовщину смерти наместника Гедалии. Есть обычаи поститься в годовщину смерти по отцу или матери (выдерживая годичный траур по ним), но в большинстве общин скорее приняты изучение отрывков из вышеупомянутой Мишны, чтение поминальной молитвы Каддиш (читают 11 месяцев со дня похорон и в годовщину смерти) и зажигание свечи памяти Нер-нешама.

Сегодня многих евреев хоронят в гробах, и вопросы, касающиеся нахождения тела в гробу, положения рук и ног, местонахождения свечи возле гроба и горсти земли в гробу, нужно обсудить с раввином или тем, кто знает законы захоронения и еврейские обычаи данного места. Со времен раннего Средневековья распространен обычай заворачивать умершего в особую ткань — тахрихим.

Обязанность поставить памятник на могиле умершего — Мацеву — относится ко всем членам его семьи. На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных. Важно помнить, что евреи не кладут цветов к могиле, как и в саму могилу или гроб. В качестве жеста памяти они кладут камешки. Когда памятник поставлен, проводят церемонию и на ней говорят надгробную речь, в которой важно упомянуть о заслугах покойного или покойной перед Богом и перед людьми.

Раввин Григорий Абрамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter