Навигационные пломбы и новое программное обеспечение: в ГТК рассказали об экспериментальной системе отслеживания грузов

Транзит на зеленой волне

Придерживаться золотой середины между упрощением таможенных формальностей и обеспечением безопасности рынка перевозок — задача, с которой успешно справляются таможенники. Помогают в этом инновационные технологии. Логистика для страны — отрасль имиджевая: географическое положение обязывает. Да и соседи постоянно задают темп. С февраля в некоторых пунктах пропуска проходит проверку система отслеживания перевозок товаров. Испытания показали: повсеместное внедрение новшества лишь вопрос времени. Симбиоз программного обеспечения и электронных пломб позволит существенно ускорить транзит, сделает его еще безопаснее. От чего выиграют все участники рынка. Подробнее о проекте «Р» рассказал первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Владимир Орловский. 

Первый этап пилотного проекта стартовал 25 февраля.

Навигация и прозрачность

Весомую долю в общем объеме транспортных услуг занимают автомобильные грузоперевозки. Около 70 процентов грузов, пересекающих белорусскую границу, транзитные. За ними постоянно и пристально следят в ГТК. Ведь желающих переместить через границу товары незаконно, в том числе и контрабандные, достаточно.

Упростить работу белорусским таможенникам, улучшить условия перевозок поможет система отслеживания грузов. Национальный оператор ОДО «Белнефтегаз» во взаимодействии с ГТК разработал систему отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб, которая может интегрироваться с аналогичными системами государств — членов ЕАЭС. Со своей стороны, ГТК доработал информационную систему таможенных органов.

Первый этап пилотного проекта стартовал 25 февраля сразу на 9 пунктах таможенного оформления на всех участках государственной границы с сопредельными странами.

Владимир Орловский раскрывает суть проекта:

— Она заключается в применении навигационных пломб вкупе со специальным программным обеспечением. Пломбы работают по принципу маяка, демонстрируя контролеру местоположение груза посредством использования инновационных информационных технологий. Разработанное национальным оператором ПО позволяет адаптироваться к любым видам электронных пломб, которые ориентируются как по системе GPS, так и по ГЛОНАСС. Таким образом, в режиме реального времени можно наблюдать за передвижением транспортного средства.


Первый заместитель председателя ГТК пояснил, что в ходе пилотного проекта применялось три вида электронных пломб китайских производителей, различных по своему функционалу. В работе они показали себя эффективно. Сейчас национальный оператор разрабатывает собственное электронное пломбировочное устройство: электронный блок многоразового применения и многоразовый элемент пломбирования.

— Использовать такие пломбы смогут как резиденты, так и зарубежные перевозчики. В данный момент совместно с заинтересованными ведомствами проводится работа по закреплению в национальном законодательстве нормы, предусматривающей возможность применения электронного пломбировочного устройства в качестве альтернативы таможенному и обязательному сопровождению товаров. 

Какой эффект?

В ГТК положительно оценивают ход эксперимента. С начала тестирования системы успешно осуществлено более 300 перевозок товаров с применением навигационных пломб. С мая стартовал второй этап проекта, в котором задействован один пункт пропуска на границе (пункт пропуска «Бенякони») и один внутренний ПТО в Минске. 

— Во время работы моделируются и отрабатываются такие нештатные ситуации, — проясняет момент Владимир Орловский, — как обрезание троса, отклонение от маршрута и затруднение передачи сигнала пломбой, при которых незамедлительно поступают предупреждающие сигналы от системы отслеживания.

С начала тестирования системы успешно осуществлено более 300 перевозок товаров с применением навигационных пломб.

Что даст реализация проекта? Система отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием электронных пломб позволит в первую очередь сократить время и оптимизировать процессы таможенных операций и таможенного контроля при перемещении товаров через таможенную границу, помещении их под процедуру таможенного транзита. Обеспечит возможность своевременного принятия решения о необходимости реагирования в случае возникновения риска недоставки товара в пункт назначения или нарушения срока таможенного транзита. Сократится время на пересечение границы и таможенную очистку грузов. Проще говоря, все игроки рынка сэкономят время и деньги.

Одна система на весь ЕАЭС

— Впоследствии внедрение единой системы отслеживания грузов в ЕАЭС позволит улучшить условия работы перевозчиков на всей территории союза, — обращает внимание Владимир Орловский. — Работа по созданию такой единой системы транзита товаров ведется с 2017 года. 

В настоящее время Государственным таможенным комитетом совместно с российскими и казахстанскими таможенными органами прорабатывается вопрос о проведении в текущем году многостороннего пилотного проекта по применению электронных пломб. 

ГТК во время I Международного таможенного диалога высокого уровня между Китаем и странами ЕАЭС в Харбине в июне 2019 года внес предложение о проведении совместного пилотного проекта по применению электронных пломб на железнодорожных маршрутах Китай — Казахстан и Россия — Беларусь — Китай. Вопрос прорабатывается с национальным оператором, Белорусской железной дорогой, таможенными службами Китая и ЕАЭС.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter