Транспортная развязка

За 5 лет в стране появится 3.000 новых пассажирских автобусов

Реализация инновационных программ правительства позволит отечественной транспортной отрасли повысить конкурентоспособность на международном рынке товаров и услуг.

Решение премьер-министра Михаила Мясниковича вернуть на доработку проект Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011—2015 годы связано с масштабом планов, которые предстоит воплотить в жизнь новому составу правительства. Премьер-министр особо подчеркнул, что системные недостатки документа в первую очередь заключены в подходах к наращиванию экспорта. Они не могут обеспечить в ближайшее пятилетие достаточных темпов роста экспорта товаров и услуг, чтобы к 2014 году вывести экономику на нулевое внешнеторговое сальдо.

Не случайно в решении этой стратегической задачи правительство отводит важную роль транспортной отрасли. Так, накануне 2011 года утверждены сразу три пятилетние программы развития ее составляющих: внутреннего водного и морского, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Программа развития внутреннего водного и морского транспорта предусматривает ежегодное увеличение объемов перевозок грузов в среднем на 12 процентов, пассажиров — на 14 процентов. Производительность труда на водных артериях к 2015 году должна повыситься на 60—65 процентов, рентабельность реализованной продукции, работ и услуг превысит 16 процентов, на 15 процентных пунктов снизится использование импортного сырья, материалов и энергоносителей. За предстоящую пятилетку будет реконструировано 60 процентов гидротехнических сооружений Днепровско-Бугского канала, восстановлено 130 километров внутренних водных путей. Данные меры улучшат условия судоходства, а также помогут эффективно задействовать энергетический потенциал водных ресурсов. Инвестиции в основной капитал отрасли относительно минувших пяти лет возрастут в 4,5 раза и повысят ее конкурентоспособность на рынке внутренних и международных перевозок. Параллельно будут модернизированы плавсредства, пассажирский и грузовой флот пополнится новыми судами, перегрузочной техникой, будут введены в строй судоходные шлюзы и причалы. Успешная реализация программы стоимостью около 200 млрд. рублей позволит создать морской торговый флот Беларуси, будет способствовать его интеграции в европейскую водно-транспортную систему.

Как и прежде, в поле зрения правительства автотранспортная отрасль, новая программа развития которой предусматривает увеличение объемов как внутренних, так и зарубежных пассажиро- и грузоперевозок. Эти задачи будут решены за счет обновления парка автобусов и грузовых автомобилей, на приобретение которых будет выделено 1,2 триллиона рублей. Транспортные организации республики за пятилетку приобретут около 3 тысяч пассажирских автобусов и 2, 2 тысячи различной грузовой автотехники. Следует также отметить еще одну особенность этой программы – для наращивания международных перевозок пассажиров и грузов правительство предусматривает привлечение не менее 10 млн. долларов иностранных инвестиций. Что, безусловно, повысит конкурентоспособность и расширит рынок транспортных услуг. К 2015 году экспорт автотранспортных услуг увеличится в несколько раз, значительно снизится их импортоемкость, возрастут доходы от автосервиса. Правительственная программа рассматривает автотранспортную отрасль страны как площадку для внедрения инновационных технологий и научных разработок. В частности, автоматизированного управления движением пассажирских автобусов, систем контроля и учета работы транспортных средств, продажи электронных билетов.

Большие надежды возлагаются на железнодорожный транспорт, в первую очередь на транзитные возможности стальных магистралей. Наша страна может также стать одним из ведущих поставщиков грузовых вагонов различных модификаций в Россию и Казахстан, о чем говорил первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко во время недавнего посещения СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». Уже в текущем году перед могилевскими вагоностроителями поставлена задача: произвести не менее 2 тысяч грузовых вагонов и цистерн для перевозки цемента, зерновых культур, нефтехимических продуктов.

Программа на 2011—2015 годы предусматривает также реализацию крупных инвестпроектов в железнодорожной отрасли, в том числе закупку 30 грузовых электровозов, 24 электровозов и 8 пассажирских тепловозов, 29 электропоездов, 20 дизель-поездов, а также другую технику. Будут электрифицированы железнодорожные линии протяженностью 387 километров: Осиповичи — Жлобин, Жлобин — Гомель, Молодечно — Гудогай — Государственная граница Беларуси, Жлобин — Калинковичи, Колодищи — Шабаны и Гатово — Михановичи.

Похоже, будет разрешена и многолетняя проблема — возрастет скорость движения поездов на участках между столицей страны и областными центрами за счет формирования современного моторовагонного подвижного состава.

Темп роста ВВП железнодорожной отрасли составит к 2015 году 168 процентов, объема инвестиций в основной капитал — 199,2, сальдо внешней торговли — 253,4 процента.

Реализация пятилетней программы предусматривает освоение более 14 трлн. рублей, как собственных средств Белорусской железной дороги, так и банковских кредитов, в том числе из инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter