Минск
+14 oC
USD: 2.4
EUR: 2.61

Трамвайчик тронется

Один острый на язык драматург, делясь впечатлениями от показов II Молодежного театрального форума, который завершился вчера в Минске, заметил, что чувствовал себя на форуме, как в павильонах ВДНХ
Один острый на язык драматург, делясь впечатлениями от показов II Молодежного театрального форума, который завершился вчера в Минске, заметил, что чувствовал себя на форуме, как в павильонах ВДНХ. В зрительном зале — казахи, узбеки, грузины, латыши, украинцы, армяне. И все друг другу улыбаются, все рады друг друга видеть. Забытое чувство! Получилась такая настоящая выставка достижений театрального хозяйства. И главное здесь — возможность диалога.

“Вот бы еще Туркменистан привлечь!” — мечтает идейный вдохновитель форума, председатель Международной конфедерации театральных союзов и генеральный директор Международного театрального фестиваля имени Чехова Валерий Шадрин.

Если говорить начистоту, программа форума неровная, она выявила разницу эстетик и подходов театров, например, стран Балтии и Средней Азии. Мы — где-то посередине. И понятно, что режиссеры Таджикистана, Казахстана, Азербайджана, других постсоветских стран будут только набираться опыта и впечатлений от такого форума. Он и нужен-то для того, чтобы расширить кругозор и театральные границы.

Акмолинский областной казахский музыкально-драматический театр имени Кусаинова поставил знаменитый “Трамвай “Желание” Теннеси Уильямса так, как будто не было ни экранизации с Вивьен Ли, ни других театральных постановок. Тем более обидно, что это работа молодого режиссера Булата Абдрахманова, который, казалось бы, должен быть свободен от штампов и традиций. Но получилось скучно, вяло и предсказуемо.

Азербайджанский этно-мюзикл “Божественная игра” Микаила Микаилова оказался зрелищем чрезвычайно специфичным, непростым для восприятия — без знания азербайджанской мифологии понять его структуру и сюжет довольно сложно.

Из огня да в полымя. Литовский “Калигула” Видаса Барейкиса по доброй прибалтийской традиции длился три часа, стращал “обнаженкой”, натурализмом и предельным выражением чувств. Благо материал к этому располагает.

Эстонский экспериментальный спектакль “Чистый разум/Укуси меня”, созданный на стыке современной хореографии, театра абсурда и цирка, покорил всех, кто имел глаза и уши. Творческий почерк режиссера Ренате Кеэрд не похож ни на 

какой другой. Отталкиваясь от постмодернистского театра, в котором любой прием непременно доводится до абсурда, разлагается на атомы, чтобы выглядеть, в конце концов, беспомощно и уродливо, в самых неожиданных местах Кеэрд находит поэзию. И уже не поймешь, о чем на самом деле этот сложный ассоциативный спектакль — о том, что природа человека непознаваема, или о том, что самые счастливые минуты бывают лишь в детстве.

Тем не менее молодые режиссеры, если судить по их работам, показанным на форуме, все-таки стремятся, как могут, к обобщению. Они представили не просто частные истории, а страстные высказывания, открытые для трактовок. Если этот прерванный в 1990-е диалог постсоветских театров будет продолжен, он принесет только пользу. И, конечно же, обычная шкала оценок здесь не подходит. Жюри нужно вовремя заметить не только однозначный талант, но и ростки, из которых он может появиться с годами. Вовремя поддержать на плаву “гадкого утенка”.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...