70 лет назад с конвейера МТЗ сошел первый колесный универсально-пропашной трактор. Юбилей для белорусского тракторостроения отпраздновали масштабно и необычно. В индустриальном парке «Великий камень» прошли соревнования по силовому экстриму, выставки современной и ретротехники. Но самое зрелищное событие – гонки на тракторах. С первых минут на площадке развернулась настоящая борьба, ведь на кону три трактора BELARUS – их обещали победителю и призерам заездов.
Восемь команд – по одной от каждой области, а также из Белорусского государственного аграрного технического университета и Белорусской государственной сельскохозяйственной академии сражались за победу в пяти этапах. Гонку открыла тракторист четвертого разряда ОАО «МТЗ» Александра Гивойна, которая проехала на легендарном первом массовом советском колесном тракторе МТЗ-2. На финише Александра поделилась впечатлениями:
– Это незабываемые эмоции, прокатилась с ветерком, как на кабриолете. Я бы на таком каждый день ездила. В кабине хорошо, комфортно. Единственное, непривычно, что газ ручной и руль тяжелее крутится. Теперь-то в нашей технике гидравлика стоит.
Трассу с полосой препятствий организаторы прокладывали около двух месяцев. Все создано для экстремальных трюков: трамплины, крутые повороты, водные и грязевые преграды, есть площадка для змейки и парковки задним ходом. Мирослав Балинский, представляющий Гродненскую область, одним из первых совершил заезд и задал отличную планку для конкурентов:
– Шесть лет работаю механизатором в КСУП «Экспериментальная база Погородно» Вороновского района. Признаться, в поле работать легче, чем участвовать в соревновании.
После первого этапа из 16 участников отсеялась половина, в четвертьфинал вышли по одному гонщику от команды. Теперь главное для механизаторов – не заработать штрафные баллы и быстрее всех прийти к финишу, рассказал главный судья Анатолий Шевченко:
– Для каждого заезда меняется не только конфигурация трассы, но и препятствия на дистанции. Судим строго: смотрим на итоговое время, сбитые ограничители и съезд с маршрута. Если гонщик застрял в грязи, значит, элемент не выполнен и плюс штрафные секунды к зачету.
За острой схваткой наблюдают тысячи поклонников экстремальных видов спорта и мощных моторов.
– Где еще можно увидеть, как четыре колеса трактора полностью отрываются от земли? Сам впервые за таким наблюдаю, а сыну тем более интересно, – не скрывает восхищения Михаил Кузмин из Солигорска.
Гонщикам же приходится бороться не только с трассой, но и с собственным волнением. Участник команды БГСХА Максим Логунов признается:
– Мандраж был перед каждым заездом, но меня успокаивала моя группа поддержки. Болеть за меня приехали из Костюковичей мама, папа, сестра и племянники. За гулом моторов плохо слышу их кричалки, но огромный баннер с моим именем видно с каждого ракурса на трассе.
– Но что помешало выйти в полуфинал? – интересуюсь.
– Когда за тобой приезжает BELARUS 12.21 – плохой знак, – улыбается Максим. – Не получилось преодолеть грязь, специально брал правее, но все равно наскочил на яму и сошел с дистанции.
– Расстроились?
– Ну уж нет! Сам факт участия в таком шоу – это престижно для меня и вуза. Конечно, победа была бы приятнее. Но у команды БГСХА еще есть шанс – наш студент поборется за первое место.
Участники команды БГСХА Максим Логунов и Владислав Бобрович
В финал вышел и механизатор из Полоцкого района Виктор Бобарыко. Парень приготовил технику к итоговой дистанции и, улыбаясь, делится эмоциями:
– Коллеги сказали без трактора не возвращаться. Вот я и стараюсь, хотя трасса очень сложная. Нужно маршрут в голове держать. А еще брызги воды и комки грязи закрывают обзор в кабине, один раз даже думал, что не выеду. Но когда понял, что прошел все отборочные этапы, азарт еще больше увеличился.
Гонщики заметно переживают, ведь у них остались считаные минуты, чтобы определить, кто же уедет домой на новеньком BELARUS 82.1. Участники завели моторы, судья поднял флаг – финальный заезд стартовал! Пока механизаторы разыгрывают третье и четвертое место, Дмитрий Гук из Слуцкого района готовится к решающей схватке за победу в соревновании:
– Для меня гонки – интересный опыт! А стану я вторым или первым, не так важно. Приз в любом случае уже у меня. Хотя я совсем в это не верю. А что сейчас чувствуют мои коллеги и семья, которые смотрят прямую трансляцию, даже не представляю.
До первого места Дмитрию не хватило немного везения, на повороте его обошел четверокурсник БГСХА Владислав Бобрович.
– Я выиграл? – удивляется Владислав. – Подъезжая к финишу, даже испугался, когда толпа зрителей ко мне побежала. Эмоции переполняют! Кажется, что все вокруг радуются больше, чем я. Не знаю, сколько еще нужно времени, чтобы все осознать.
Несмотря на сложность трассы, парень ювелирно прошел все этапы и показал лучшее время – 4,38 минуты. Узнали у Владислава, где студент так хорошо научился управлять трактором:
– Учеба в академии не прошла даром. Кроме этого, у меня опыт немаленький – каждое лето помогаю дедушке в его фермерском хозяйстве. Во всех заездах обошлось без форс-мажоров. А все благодаря тому, что техника на высоте, ни разу не подвела!
Трамплины, водные препятствия и много-много грязи – чем запомнилось «ТракторШОУ» под Минском
Трамплины, крутые повороты и водные преграды
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Илья ШВЕДКО