Трамплин для роста. Что может противопоставить наша страна турбулентности на мировых рынках.

В новое десятилетие мировая экономика вступила в состоянии неопределенности. На волне оживления после кризисной депрессии многие страны начали “запечатывать” свои рынки  от импорта, чтобы защитить внутреннего производителя. Аналитики предупреждают: протекционизм может блокировать экономический “обмен веществ” на планете, что приведет к фактическому краху существующего миропорядка. Когда и чем закончится мировой кризис? Каких сюрпризов ждать от мировой экономики завтра? Что будет с долларом и евро?
Какое место займет Беларусь в посткризисном мире? Что может стать катализатором экономического роста в нашей стране? “НГ” попыталась найти ответы на эти вопросы.

Мозговая атака

Мировой кризис подтолкнул нашу страну к более активному использованию своих преимуществ и наращиванию экспортного потенциала. 
Глава государства на IV Всебелорусском народном собрании поставил цель: каждую вторую единицу произведенной продукции продать на внешнем рынке. “Иного пути, кроме как включить мозги и продвигать развитие наукоемких, инновационных производств, у нас нет, — отмечает кандидат экономических наук Елена Семак. — Потенциал огромный: Беларусь вошла в тридцатку лучших в мире стран по уровню образования. Надо активнее стимулировать инициативу, желание людей внедрять что-то новое, пусть даже на уровне конкретного рабочего места. Из таких мелочей складывается конкурентоспособность продукции или услуги”.
По мнению экспертов, в Беларуси необходимо определиться со специализацией экономики, как это сделали многие страны еще в 80-х годах прошлого столетия.  Например, Чили сегодня успешно специализируется на рыбе, Финляндия — на производстве мобильных телефонов. “Надо выбрать те отрасли, которые необходимы для жизнеобеспечения страны и в которых мы могли бы занять лидирующее положение в мире”, — говорит  генеральный директор центра стратегического развития “Маркетинговые системы” Анатолий Акантинов.

Шансы и перспективы

В этом контексте вполне оправданной выглядит многовекторная внешняя политика нашей страны. По мнению экспертов, трамплином для рывка может стать диверсификация экспорта, импорта и источников энергоносителей.
“Надо пытаться продавать нефтепродукты не только в ЕС, а в саму Россию, в первую очередь в Москву и Московскую область, — говорит доцент кафедры международных экономических отношений БГУ Вячеслав Ярошевич. — Там катастрофически не хватает собственных мощностей по нефтепереработке. Необходимо входить на эти рынки со своими автозаправочными станциями, точно так, как мы пришли в Украину в прошлом году”.
Слабо используется сегодня и географическое положение Беларуси. Страна имеет все шансы стать огромным логистическим центром, местом, где можно провести любую операцию с грузом — от хранения до фасовки и реализации.
Еще одна транзитная перспектива связана с наметившейся перестройкой глобальной энергетической системы.  Пока идет конкретный диалог о прокачке энергии по оси Юг—Север, связывающей Украину со странами Балтии. Не исключено, что в перспективе в этом направлении пролягут трубопроводы для транзита каспийских углеводородов и скоростные трассы для автотранспорта.

Свет в конце тоннеля

Мировое экономическое цунами, как известно, вызвало неконтролируемое использование финансовых инструментов и полное отчуждение рынка финансовых услуг от реального производства. При общемировом ВВП порядка 30 триллионов долларов сумма долговых обязательств достигла 600 триллионов, большая часть из которых приходится на США. Эта страна потребляет намного больше, чем производит, и уже полвека живет в долг.
Доллар давно не имеет реального обеспечения, но его печатают все больше и больше. “С начала кризиса в мировую экономику вбухали около двух с половиной триллионов долларов. Однако попытки стабилизировать ситуацию с помощью “накачки” пустыми деньгами ведет к спекуляции на фондовых рынках, росту цен на сырье и другим кризисным предпосылкам, — говорит Вячеслав Ярошевич. — Невозможно спасти ничем не обеспеченные долги за счет новых долгов. Это все равно, что тушить пожар бензином. Поэтому о реальном завершении кризиса можно говорить лишь в том случае, когда будут решены структурные проблемы, его породившие. На мой взгляд, в течение как минимум десяти лет мир ожидает вялотекущая рецессия, в результате которой отчетливо вырисовывается конфигурация новой экономической системы, где на первое место выходит азиатский регион.
В будущем можно говорит о снижении роли доллара и повышении доли азиатских валют, например юаня.
Валютный паритет

В любом случае эксперты советуют белорусам не делать опрометчивых шагов. Колебания курсов валют происходят постоянно. Когда, например, евро укрепляется, люди начинают его активно скупать. А когда европейская валюта падает, от нее избавляются и тем самым дают банкам хорошо зарабатывать, но сами остаются в проигрыше. Если же посмотреть статистику последних лет, то соотношение между валютами в конечном итоге сохраняется примерно на одном уровне.
Что касается белорусского рубля, то его стабильность сегодня не вызывает сомнений у аналитиков. “Белорусские банки с целью сохранения привлекательности рублевых вкладов для населения будут и дальше обеспечивать реальные (то есть с учетом инфляции) процентные ставки по депозитам физлиц в национальной валюте на достаточно высоком уровне, — прогнозирует финансовый аналитик Александр Муха. — Даже при условии снижения курса национальной валюты относительно иностранных валют в пределах 5—6 процентов вложения средств в рублевые депозиты выглядят привлекательнее”.
По мнению аналитиков, на фоне запрета на выдачу населению валютных кредитов и расширения доступа к международным рынкам капитала заинтересованность белорусских банков в привлечении средств населения в иностранной валюте может снизиться. Соответственно в этом случае можно ожидать дальнейшего снижения процентных ставок во вкладам в иностранной валюте.

Зеленый свет для частника

Еще одним резервом роста, безусловно, станет реализация Директивы № 4, которая призвана стимулировать развитие предпринимательства в Беларуси. Во многих европейских государствах частники формируют до половины ВВП. По мнению аналитиков, такие сферы, как общественное питание, гостиничное дело в малых и средних городах, агротуризм, широкий спектр бытовых услуг, должны находиться в преимущественной компетенции частного бизнеса. И государство в этом направлении должно создавать такие условия, чтобы каждый желающий смог беспрепятственно открыть и вести свое дело.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter